Сегодня «Шахтинские известия» презентуют рубрику «100 лет гражданской авиации на Дону. 1925–2025», в которой будет рассказано о непростом пути начала и развития авиации Дона. Мы планируем использовать материалы, которые собирала группа экс-личного состава Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА не одно десятилетие.

В дальнейшем донские авиаторы данные материалы планируют опубликовать в книге, которая будет выпущена в первой половине следующего года.

Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из членов инициативной группы летного состава, экс-пилотом самолета Ту-154 Виталием Назарко, который начинал свою летную деятельность в Шахтинском ОАО.

Наш разговор касался темы о том, как зародилась авиация на Дону, о первых донских авиаторах и о том, как экс-личный состав Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА пытается сохранить собственную историю, которая является частью истории нашей земли.

Материал представляет Виталий Назарко,
экс-пилот самолета Ан-2 Шахты,
экс-пилот самолета Ту-154 Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

-Как появилась идея собрать материалы по истории гражданской авиации на Дону?

-Летный состав любого авиатранспортного подразделения – это целое братство воспитанных и образованных специалистов. Говоря о воспитании, мы подчеркиваем, что авиация прежде всего начинается с дисциплины и знаний. С появлением опыта появляется профессионализм, традиции, преемственность и чувство локтя. Экипаж – это больше чем семья, потому мы своим опытом и своей слаженностью отвечаем за сотни жизней. Даже после того, как мы заканчиваем свою деятельность, к сожалению, век нашей жизни в полетах не так долог, летный состав сохраняет и поддерживает дружеское общение. У нас тоже есть своего рода сообщество, общественная организация «РОАО-ДОНАВИА», в которое входят ветераны нашего авиапредприятия.

У всех у нас остались свои личные, правда небольшие, подборки документов и материалов о годах, прожитых в авиации. Мы давно уже поняли, время неумолимо идет, большинство из нас уже разменяло восьмой десяток, а о том, что происходило в авиации на Дону до 2000 года, не пишут, и уже начали просто забывать. Мы остались практически единственными свидетелями развития и становления авиации на Дону в ХХ веке. Мы узнали, что документация авиакомпании ДОНАВИА уничтожена, официальные архивы закрыты, большинство материалов так и осталось в личных библиотеках.

Чтобы как-то исправить данную ситуацию, мы и решили сначала собрать всю возможную информацию и документы об истории развитии донской авиации, нашу Хронику, Хронику Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА, а затем на основе собранного материала издать к 100-летию гражданской авиации на Дону, к июню 2025 года, книгу с материалами «Из Хроники Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА. 1925-2000».

-Когда и с чего именно началась история гражданской авиации на Дону?

-Конечно, любая авиация начинается с авиационных специалистов, летчиков и технического состава и, естественно, с самолетов. Началось это все с воздухоплавания и аэропланов. Понятия «самолет» и «авиация» появились несколько позже.

В 1917 году на донской земле, в Новочеркасске, офицерами Российского императорского воздушного флота было образовано небольшое, всего около 20 человек, общество деятелей авиации, которое возглавил инженер-поручик, летчик-наблюдатель Федоров. Несколько позже в Донской армии появилось авиационное подразделение, которое создал и возглавил полковник Российского императорского воздушного флота Баранов Вячеслав Григорьевич, который родился 26 февраля 1888 года в станице Луганская Донецкого округа Войска Донского.

Баранов Вячеслав Григорьевич – полковник Всевеликого Войска Донского, начальник Донской авиации (1920г.).

Мы ничего и не знали о зарождении авиации на Дону, если бы не воспоминания полковника Баранова В.Г., которые до сих пор не опубликованы. Существует только электронная версия рукописи с воспоминаниями Вячеслава Григорьевича.

История данной рукописи достаточно примечательна. Она была подготовлена около 1920 года. А последние отметки в ней, в 1923 году, сделаны рукой жены Баранова В.Г., сестрой милосердия Екатериной Дьяковой, талантливой поэтессой и фронтовой сестрой милосердия со времен Первой мировой войны.

Далее, рукопись Баранова В.Г. пролежала более 80 лет в одном из французских архивов. И только в 2009 году на сайте Государственного архива РФ появилась электронная версия данного материала.

И мы надеемся, что благодаря нашим усилиям и помощи института истории и международных отношений ЮФУ мы сможем к 100-летию гражданской авиации на Дону, к июню 2025 года, опубликовать данную книгу.

Официальной же датой рождения донской авиации считается 15 июня 1925 года, когда в Ростове были сформированы авиационные структуры и, соответственно, появились аэродромные площадки, первые авиационные структуры, техника и т. д.

В Ростове первый аэродром располагался недалеко от нынешней площади Ленина, на территории РВПО (вертолетного завода). А в начале 1930-х годов начали создавать аэродром в районе Новочеркасского шоссе.

-Когда состоялся первый рейс гражданской авиации из Ростова?

-15 июня 1925 года на самолете «Дорнье-Комет-3» состоялся первый пассажирский авиарейс из Ростова-на-Дону по маршруту «Ростов — Харьков — Орел – Москва».

Так началась гражданская авиация на Дону.

К сожалению, мы не знаем, какой точно был самолет (бортовой номер), имена летного и технического состава, какие были пассажиры и т.д. Все это уже растворилось во времени. И мы очень не хотим, чтобы подобное произошло и с нашей историей.

Пассажирский самолет Дорнье-Комет-3. Германия.

-А что делали донские летчики во время Второй мировой войны?

-То же, что и все военные, вся Красная Армия – защищали Родину. Все подразделения гражданского воздушного флота (ГВФ) вошли в состав ВВС Вооруженных сил СССР и были подчинены военными. И военные управляли ГВФ и гражданской авиацией вплоть до 1992 года.

Во время войны в Ростове был создан Северо-Кавказский отдельный авиаотряд Гражданского воздушного флота, базировавшийся в аэропорту Ростова-на-Дону.

 

Вообще это большая и трагическая история авиации Дону и требует подробного рассказа, начиная со структуры и состава авиаподразделений.

Еще в конце войны перед авиаотрядом стояла задача как можно скорее наладить разрушенное авиатранспортное сообщение. На самолетах Ли-2 ГВФ из Ростова-на-Дону пассажиры отправлялись в Москву, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Астрахань. Именно из военных авиационных структур ГВФ выросла гражданская авиация Дона второй половины ХХ века.

Пассажирский самолет Ли-2, ставший военным. СССР.

-А что такое Ростовский объединенный авиаотряд как авиапредприятие?

-Созданный в 1963 году на базе авиационных структур Дона Ростовский ОАО был самым крупным подразделение гражданской авиации за всю 100-летнюю историю авиации Дона, с 1925 по 2025 год. В 80-х годах РОАО эксплуатировал около 60 самолетов пяти типов, и имел более 4000 человек личного состава. В то время в СССР подобных авиапредприятий было около 200, так Ростовский ОАО входил в первую десятку после московских и ленинградских авиапредприятий.

-А что изменилось после 1992 года?

-Закончилась время государственных структур, Ростовский ОАО был разделен части и приватизирован. Появилась акционерная авиакомпания ДОНАВИА, контрольный пакет которой был у коллектива. Но это продолжалось недолго, государство вдруг поняло, что вроде бы упустила из-под своего контроля целую отрасль на Дону, и необоснованно закрыло эту страницу донской авиации. И как выяснилось, была полностью закрыта авиация Дона, в полном смысле этого слова. С 2000 года она просто перестала существовать, ее нет вот уже четверть века. Самолеты летают, это не донские структуры, и им, в целом, безразлично, что полностью исчезли местные воздушные линии, закрылись десятки аэропортов и аэродромов по области, отменены все международные полеты. Для них не донской авиации наш регион — это коммерция при минимальной ответственности. А для донских авиаторов первой задачей было обеспечение безопасности полетов и предоставление авиатранспортных услуг всему населению области.

-Что нового Вы узнали, собирая материалы для своей книги?

-Это непросто. Событий и фактов было много, очень много. И мы надеемся, что в вашем сетевом издании мы расскажем много интересного и неизвестного про историю гражданской авиации на Дону. Какие самолеты осваивал личный состав авиаотрядов, как реконструировали и оснащали аэродром Ростов-на-Дону, какие маршруты отрывали наши самолеты. И самое главное, какие люди все это сделали.

Нам стало понятным, почему перестала существовать донская авиация.

А на счет нового и неожиданного, могу сказать следующее, мы практически не занимались сохранением свой истории. И вдруг в 2022 году выходит книга Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы», в которой мы нашли информацию о нашей забытой истории.

Томич Валерий Милованович и его книга «Русские воздушные силы» (2022г.), материалы для которой он собирал около 50 лет.
Он писал: «Мое единственное желание, когда я сел за создание этого труда, было сохранить от исчезновения не только историческое прошлое Русских воздушных сил и все относящееся к нему, но и отметить героизм офицеров и нижних чинов авиации и воздухоплавания России».

Собирая и разбирая архивные данные, мы ставим своей целю добиться учреждения Дня гражданской авиации на Дону.

-Что такое Хроника Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА?

-Материалы «Из Хроники РОАО и ДОНАВИА» – это коллективный труд личного состава, персонала, специалистов РОАО и ДОНАВИА, участников, очевидцев, волонтеров и свидетелей конкретных процессов, событий и фактов, который мы составляем уже более 10 лет, и этот процесс продолжается. Хотя большинство из нас уже очень немолодые люди. Для достижения этой цели экс-личный состав РОАО и ДОНАВИА объединился в общественную организацию «РОАО-ДОНАВИА».

Хроники – последовательность исторических событий во времени; перечень документальных фактов в их временной последовательности, конкретного авиапредприятия, в данном случае — Ростовского объединенного авиационного отряда (РОАО) и авиакомпании Донские авиалинии (ДОНАВИА), город Ростов-на-Дону, Ростовская область, РСФСР, СССР.

Последовательность во времени, события и факты рассматриваются как фрагменты (составляющие), которые описывают изнутри профессиональный авиационный социум, отдельные характерные профессиональные эпизоды и личности.

Каждое событие, факт, процесс, описание, свидетельство, цифры для включения в состав материала по теме «Хроника» имеют документальное подтверждение, или ссылку на документ, или описание (личные свидетельства) от нескольких очевидцев, или непосредственных участников событий, процессов, проверены на достоверность, проверены на непротиворечивость между собой, на логичность, на соответствие информации от других очевидцев, нормативной базе, и обязательную привязку по времени и месту (по возможности — год, месяц, дата, место, самолет, экипаж, событие).

Хроники – это изложение, которое восстанавливает порядок и взаимосвязь процессов, событий, фактов, устанавливая внутреннюю зависимость.

Хроника РОАО — это ключ к настоящему и будущему авиации Дона. Без глубокого изучения хроники трудно понять происходящее и невозможно представить будущее.

Это не первый опыт подобной деятельности. Однако не полный и недостаточный итог (результат) предыдущих изложений событий по теме авиации Юга СССР – это результат фрагментации описания истории. Фрагментация по географическому, административному и профессиональному принципу происхождения процессов и событий, без учета взаимосвязей событий, социально-экономической структуры социума, участников и свидетелей, в условиях отсутствия анализа «достижений предела сложности системы».

Описанная нами Хроника демонстрирует насколько близко соприкасались история государства и история его гражданской авиации. После прочтения будет, конечно, грустно от того, что начинаешь понимать — огромная страна, более 10000 км с запада на Восток, и более 5000 км с Севера на Юг, что именно гражданская авиация позволила связать эту страну в единой целое. И что после распада этой огромной страны одной из первых пала именно гражданская авиация и авиационная промышленность. Конечно, дело не в авиации, но именно она та лакмусовая бумажка, которая показывает истинное состояние во времени.

Гражданская авиация СССР выросла из военной авиации и военного авиапрома. Только представьте себе темпы выпуска самолета Ту-154 в СССР: более 5 самолетов в месяц, более 70 самолетов в год, а в 1980 году было собрано максимальное количество за год — 77 самолетов!

В заключение хотелось бы сказать о Дне гражданской авиации. Десятки регионов в стране имеют свой праздник гражданской авиации, тем самым они чтут своих летчиков, диспетчеров, инженеров, техников, специалистов, всех, кто имеет отношение к авиации. Это люди составляют особый слой образованного и подготовленного социума общества. А авиация — это та самая отрасль, основным продуктом которой является увеличение и сохранение общественно полезного времени в жизни каждого человека.

Самолет Ан-2, данный тип самолетов эксплуатировался в Шахтинском ОАО Ростовской области.
Самолет, на котором начинал свой путь в небо пилот Виталий Назарко в 1972 году.
Самолет Ту-154, бортовой номер 85425 авиакомпании ДОНАВИА, на котором летал пилотом Виталий Назарко.
 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материалы и фотографии предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.