Сегодня один из самых любимых народом и почитаемых православных праздников – день Пресвятой Троицы или Пятидесятница.

Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии:

-На пятидесятый день Пасхи Церковь воспоминает и прославляет, мистически переживая, сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Это чудо, описанное во второй главе книги Деяний апостольских, отражено в иконографии праздника: над головами святых апостолов как бы почиют языки пламени.

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что переживаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, и потому, что после Пасхи Христовой он бывает на 50-й день. Этот праздник традиционно именуется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днём Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов человечеству открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы – Святого Духа, а также учение Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Церковь всегда, а в этот праздник особенно, призывает верующих поклониться Триипостаснoму Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

Праздник Пятидесятницы является двунадесятым, установлен еще святыми апостолами и с самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (готовящихся стать христианами). В IV веке святителем Василием Великим были составлены коленопреклонные молитвы, которые читаются доныне на праздничной вечерне в день Святой Троицы. С этого дня церковный Устав разрешает совершать земные поклоны при молитве в храме и дома. В молитвенное правило вновь после пасхальных дней возвращается тропарь Святому Духу «Царю Небесный…». В VIII веке святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским были составлены многие песнопения праздника, употребляемые Церковью и ныне. Пятидесятница – это также день рождения новозаветной Церкви в полноте даров Святого Духа.

 

Издревле сохраняется обычай ко дню Святой Троицы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. В России часто используют в этих целях траву тимьяна душистого (чабреца), ветви березы и дуба, полевые цветы. Этот обычай соблюдался ещё ветхозаветной Церковью в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10–17). Возможно, так была убрана и Сионская горница, где происходила новозаветная Пятидесятница. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священный дуб Мамврийский, под ветвями которого ветхозаветный патриарх Авраам удостоился принять Триединое Божество под видом трех странников. Именно этот сюжет так удачно был запечатлен великим русским иконописцем преподобным Андреем Рублёвым в его знаменитой «Троице». Деревья и цветы обновляющейся весны в этот день символизируют таинственное обновление душ христиан силою Всесвятого Духа и призывают к духовному обновлению жизни во Христе.

В понедельник по Пятидесятнице бывает праздник в честь Всесвятого Духа. Это отдельное богослужение и прославление Святого Духа на следующий день соответствует традиции совершать празднование на второй день лицам, сопричастным празднуемому событию. В следующее за днем Пресвятой Троицы воскресенье – 14 июня, празднуется Неделя Всех святых.

Спустя седмицу после дня Святой Троицы, в понедельник, 15 июня начинается Петров пост (Апостольский пост, Петровки или Петрово говение). Этот пост с раннехристианских времен был установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, постившихся, готовя себя для проповеди евангельского учения. Петров пост начинается после Троицкой седмицы, и длится до 11 июля включительно. Продолжительность поста зависит от дня празднования Пасхи и может быть от восьми дней до шести недель (так как начало поста – переходящая дата).

Об установлении Петрова поста говорится еще в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти» (Постановления святых апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского, кн. V, 20). Свидетельства святых Отцов Церкви об Апостольском посте известны с IV века, о нем говорят святители Афанасий Великий Александрийский, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий Римский и Феодорит Кирский.

Петров пост менее строг, чем Великий: во время него церковный Устав предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам воздерживаться от рыбы, вина и елея (растительного масла), в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. Скоромная пища, конечно же, вообще исключается. В первое воскресенье Петрова поста празднуется Неделя всех святых Церкви Русской.

В субботние, воскресные дни Апостольского поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или в дни храмового (престольного) праздника также на трапезе разрешается рыба. Петровским постом цикл праздников и постов, связанных с днем Святой Пасхи завершается.