Первый класс — это новый, нелегкий этап в жизни и развитии каждого ребенка.

Хочется отметить серьезную значимость правильного подхода к школьной адаптации детей с особенностями в развитии.  

Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не лишает ее многообразия, радости и игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, поэтому от осознанного семейного подхода и постепенного включения ребенка в новый жизненный этап зависит дальнейшее отношение ребенка к учебе и к процессу обучения в целом.

Советы родителям:

Позитивный настрой на учебу. Необходимо поддерживать в семье эмоционально-положительный настрой, вести разговоры об учебе только в позитивном ключе, делиться приятными воспоминаниями из своей школьной жизни. Таким образом у ребенка постепенно будут вырабатываться положительные эмоции по отношению к учебному процессу. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику адаптироваться в школе.

Постепенное знакомство со школой. Это могут быть периодические прогулки по школьному двору, можно играть «в школу», меняться ролями, «примерять» различные ситуации, которые могут быть реальными для будущего первоклассника.

Постепенное знакомство с режимными моментами. Составьте вместе с ребенком новый распорядок дня, следите за его соблюдением. Это может быть карта-схема, составленная и творчески оформленная совместными семейными усилиями. Распорядок дня можно повесить в заранее оборудованном рабочем месте будущего первоклассника. Таким образом постепенно вводить ребенка в режим дня, ориентируясь на составленный план. Время, оставленное на выполнение домашних заданий, временно можно заменить на любые развивающие занятия.

Развитие и поддержание в ребенке самостоятельности. Приучайте заранее ребенка к самостоятельности, начиная от выполнения гигиенических процедур до формирования определенных бытовых навыков, следить за порядком в игровом уголке, за своими вещами, в том числе заправлять самостоятельно постель. 

Благоприятная атмосфера в семье

Устройте настоящий семейный праздник в честь начала долгого школьного пути.  В этот период можно начать «фотодневник». Поинтересуйтесь тем, что нового узнал ребенок, а также  обсуждайте различные школьные ситуации. Используйте похвалу и эмоциональную поддержку. Уважайте мнение ребенка, избегайте семейных ссор, создавайте спокойную и благоприятную  платформу для успешной дальнейшей жизни ребенка.

Первоклассники Ваня Богданенко и Юля Непряхина.

И помните, если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.

Социальное сопровождение: что надо знать

Людмила Пацукова, социальный педагог ГБУСОН РЦ «Добродея»:

— Социальные работники начали работать в совершенно новом формате. Из простых помощников по хозяйству они превратились в специалистов, способных решить практически любую проблему семьи. К этому их обязывает  Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РО от 15.09.2017 N 638 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 597».

В Ростовской области с июля 2017 года реализуется программа социального сопровождения.

Программа включает в себя различные виды помощи: педагогическую, медицинскую, юридическую, социальную  и психологическую.

На помощь могут рассчитывать семьи, в жизни которых возникли различные сложности. Социальная политика Ростовской области сегодня ориентирована на укрепление института семьи и оказание всесторонней помощи и содействия семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные мероприятия в сфере социальной поддержки семьи и детей определяются государственной программой Ростовской области «Социальная поддержка граждан», Планом мероприятий реализации в Ростовской области Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Планом основных мероприятий на 2018-2020 годы, проводимых в Ростовской области в рамках Десятилетия детства.

В соответствии с проблемой и ее остротой для каждой семьи с детьми определяется уровень социального сопровождения:

  • адаптационный
  • базовый (профилактический)
  • кризисный
  • экстренный.

Право на помощь соцработника имеют те, у кого есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни. Это люди, полностью или частично потерявшие возможность сами себя обслуживать, передвигаться. И не важно, почему это произошло — в силу травм, заболеваний или возраста.

Это семьи, где есть инвалиды любого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе, в том числе дети-инвалиды или дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. А также семьи, где есть конфликты, насилие, зависимые члены семьи — наркоманы, алкоголики, игроманы. Попадают под социальную опеку и семьи, где есть психически больные.

 Попадаете ли вы в число тех, кому положен соцработник, можно уточнить в органах соцзащиты в родном городе.

Свободный выбор

Социальные службы будут приходить на помощь только тем, кто сам их об этом попросит, напишет соответствующее заявление в органы соцзащиты. Социальные услуги будут оказываться на основании договора, который будет заключаться между человеком и организацией, которая будет их оказывать. И еще крайне важный момент — никто больше не будет навязывать человеку то или иное учреждение. Он сам сможет выбрать организацию, которая будет его обслуживать.

И юрист, и повар, и агент

Социальные работники не просто приходят к нуждающимся, чтобы подмести им пол или купить продукты. Социальный работник буквально сопровождает своего клиента. Для каждого составят индивидуальную программу, в которой будет четко расписано, какие услуги нужны человеку, их объем, периодичность, условия, сроки. И помощь будет оказываться по составленному плану.

Если в семье плохая обстановка, есть зависимые люди и родителям или детям нужна помощь психолога, нарколога или другого специалиста, соц-
работник окажет содействие с организацией подобной услуги.

Кроме того, соцработник будет помогать в вопросах занятости, трудоустройства, переобучения, в решении юридических, медицинских вопросов, с оформлением любых документов, в том числе пособий, с приобретением технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок. И даже помочь с установкой в квартире поручней, если они необходимы жильцу. Естественно, один человек не способен быть специалистом столь широкого профиля. Поэтому роль социального работника — быть связующим звеном между подопечным и организацией, в помощи которой он нуждается.

При необходимости  социального сопровождения обратитесь в органы соцзащиты в родном городе для получения помощи социального работника.