Как сообщили в думском комитете по госстроительству, главная цель будущего закона – повышение ответственности местного самоуправления перед жителями.
«Законопроект является логичным продолжением процесса совершенствования системы публичной власти в России в контексте обновленной Конституции РФ. Он предлагает перейти к четкой, простой и понятной одноуровневой системе органов местного самоуправления. Необходимость подобных изменений продиктована в том числе тем, что самое нижнее – поселенческое звено органов местного самоуправления практически постоянно испытывает трудности с кадровой обеспеченностью, бюджетным финансированием, недостаточной материально-технической базой и т. д. Зачастую это приводит к формальному исполнению управленческих функций на поселенческом уровне. В результате этого снижается качество жизни людей», – заметила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.
Наблюдатели обращают внимание, что несколько дней назад принят закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Его принятию предшествовало серьезное общественное обсуждение, в котором приняли участие все субъекты РФ. В ходе обсуждения поступило более 600 поправок, основные из них федеральный законодатель учел.
«Убеждена, что и данный законопроект пройдет аналогичную процедуру широкого публичного обсуждения, и все значимые предложения также будут учтены», – подчеркнула сенатор Ирина Рукавишникова.
Выступая на итоговом совещании в Законодательном Собрании Ростовской области, спикер донского парламента Александр Ищенко отметил, что в 2022 году планируется скорректировать местный закон о самоуправлении.
«Мы продолжаем работу по изменению областного законодательства в связи с поправками в Конституцию. Уже внесены изменения в 15 областных законов. 14 декабря Государственная Дума приняла закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Цель этого закона – «согласовать действия различных уровней власти как единого целого». Меняется конструкция определения полномочий субъектов Федерации по предметам совместного ведения. Нашей задачей на 2022 год в этом направлении станет приведение областных законов в соответствие с новым федеральным законодательством о публичной власти», – сказал Александр Ищенко.
Председатель областного Заксобрания высказал свое мнение о значимости депутатской деятельности по разработке законопроекта.
«Важной частью работы станет наше участие в разработке нового федерального закона об общих принципах организации органов местного самоуправления, в обсуждении параметров модернизации системы муниципального управления. Отмечу, что в текущем году Законодательное Собрание выполнило многочисленные запросы органов местного самоуправления на повышение статуса муниципальных служащих, их роли в развитии муниципалитетов», – подчеркнул Александр Ищенко.
О перспективах нового порядка формирования местной власти высказался и глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко: «Закон усилит институт публичной власти на муниципальном уровне, он направлен на совершенствование организации местного самоуправления в России. Закон упростит правовые конструкции, установит и конкретизирует компетенцию органов местного самоуправления».
Градоначальник обратил внимание на то, что для местного уровня власти будет исключение дублирования исполняемых функций, что позволит снять противоречия между региональным и муниципальным уровнями власти.
О том же говорят и другие представители власти. По их словам, закон снимает противоречия между регионами и муниципалитетами, гасит конфликты, которые часто возникают вокруг сферы полномочий. Страдают от этих конфликтов всегда люди. Теперь федеральный закон устанавливает закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех полномочий, которые могут быть перераспределены на региональном уровне.
«Работа власти на местах будет прочно и четко увязана с достижением определенных значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые установлены президентом России. Это, в свою очередь, приведет к повышению ответственности руководителей на местах перед жителями. Важным для нас является то, что предстоит постепенный переход к новой системе, в течение шести лет, что будет способствовать мягкой, поэтапной перестройке нашей работы», – добавил руководитель администрации донской столицы.
С ним согласен также известный ростовский политолог Дмитрий Абросимов: «Реформа, начатая проектом этого закона, формирует будущую публичную власть. Те реформы, которые были начаты изменениями в Конституцию и приняты в прошлом году, обретают реальное юридическое воплощение».
Как указывают специалисты, одноуровневая система местного самоуправления делает невозможным переваливание ответственности с одной администрации на другую. В случае одобрения предложенных нововведений структура местной власти в стране существенно изменится, пояснил ростовский политолог. Жители населенных пунктов будут четко знать, с кого спрашивать, с администрации города или муниципального района. Больше не будет дублирования функций, больше не будет «ничьих» дорог или территорий внутри муниципалитета.
«В первую очередь необходимо отметить, что согласно данному проекту в России фактически исчезают такие образования, как сельские администрации. В основе современной системы местного самоуправления и первого уровня публичной власти формируется три типа образований: это муниципальные, городские округа и внутригородские округа в городах федерального значения. В Российской Федерации формируется новый тип власти, в ближайшие два-три года реформа затронет практически все субъекты РФ и власть станет иной», – прокомментировал Дмитрий Абросимов.
Постепенный переход к новой системе позволит избежать потрясений и паралича органов МСУ: основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года, а одноуровневая организация будет вводиться в течение шести лет – до 1 января 2028 года.
Александр Безменов ИА «ДОН 24»