Сейчас артист учится на пятом курсе режиссерского факультета института им. Бориса Щукина.

В 2021 году состоялась премьера спектакля «Контрабас», в которой Роман выступил как исполнитель и режиссер. Спектакль стал участником областного фестиваля «Мельпомена» в 2022 году. Жюри высоко оценило работу артиста и режиссера. Недавно в Шахтах прошла премьера спектакля «Недоросль». Работу над спектаклем начал режиссер Михаил Изюмский, а продолжил его ученик Роман Гольцев. 

Много лет Р.И. Гольцев работал в Шахтинском драматическом театре. Зрители знают его по спектаклям: «Чайка», «Женитьба», «Очень простая история», «Переполох», «Тиль», «Призрак замка Кентервиль», «Волшебная лампа Аладдина», «Тетки», «Удалой молодец — гордость Запада», «Контрабас».

Сейчас Р.И. Гольцев работает в Городском доме детского творчества. Набрал патриотическую студию под названием «ЗА!», в которой занимается воспитанием будущих артистов.

Р.И. Гольцев рассказал корреспонденту, как он стал актером, что самое сложное в профессии, почему выбрал для театральной студии необычное название.

Для спектакля научился играть на контрабасе

— Роман Иванович, почему Вы решили стать актером?

— Случай, судьба — можно назвать по-разному. Я учился на четвертом курсе Шахтинского горного колледжа. Собирался стать электриком. Шел мимо театра в шортах и сланцах, увидел, что проходит прослушивание, и меня туда почему-то потянуло. Меня спросили: «Мальчик, ты куда в таком виде? С пляжа, что ли?» — но пропустили.

Оказалось, что идет уже третий тур прослушивания. Меня на удивление сразу взяли. С тех пор я стал заниматься под руководством замечательного режиссера Михаила Изюмского. В 1999 году начал работать актером в театре.

Я постоянно занимаюсь образованием. Окончил музыкальный колледж по классу вокала. Параллельно с театром работал в ансамбле «Надежда».

Роман Гольцев с супругой Марией.

Сейчас учусь на пятом курсе Щукинского института на режиссерском факультете.

Чтобы достоверно исполнить свою роль в спектакле «Контрабас», научился играть на этом инструменте.

Станиславский говорил, что работа актера над собой не прекращается до самой его смерти. Как только ты остановился, довольный своим результатом, все творчество заканчивается.

То же самое касается и режиссерской профессии. Если актер чего-то не понимает, то режиссер должен выйти и показать, что от него требуется.

Спектакль — не просто интересное действо, которое можно разыграть и посмотреть, понравится публике или нет. Спектакль – это прежде всего идея. И режиссер должен не просто эту идею выносить, она должна идти от сердца либо быть болевым моментом из какого-то его опыта.

 

С первого курса режиссуры нас учили любить автора, по произведению  которого ты ставишь пьесу. Это значит, надо узнать все о нем и его окружении, потому что автор всегда пишет про себя, про свою жизнь. Хороший режиссер понимает замысел автора, плохой подгоняет автора под себя.

Творческая лаборатория

— Расскажите о работе театральной студии.

— Набрал ребят в две группы: 12-14 лет и 15-18 лет. Поначалу пришло много детей, но вскоре большая часть отсеялась.

Дети видят артистов в кино, знают, какая у них слава, гонорары. Естественно, им хочется жить успешно. Но актерская профессия предусматривает невероятный, сверх собственных возможностей труд плюс дисциплину. Актерская профессия — ключ ко всем профессиям, но чтобы стать хорошим артистом, необходимо пройти трудный путь. Многим современным детям сложно концентрироваться. Они привыкли смотреть различные короткие видео, где яркие эмоции подаются в простой и сжатой форме. А для актерской профессии важно овладеть произвольным вниманием, уметь выполнять большой объем работы, учиться не только на занятиях, но и выполнять много домашних заданий. Я старюсь создать особую атмосферу. Студия — это творческая лаборатория. Мои воспитанники обязательно переодеваются в спортивную форму. Я им говорю, что они должны оставить все свои проблемы за пределами зала и сосредоточиться на работе. 

Роман Гольцев с супругой Марией и сыном Ричардом.

Когда спрашиваешь зрителей: «Как вам спектакль?» — Они отвечают: «Понравилось», «Не очень», «В целом ничего, но были скучные моменты». Зрители оценивают весь результат в целом. Чтобы спектакль впечатлил, каждый элемент, каждый взгляд на сцене должны попасть точно в цель. Поэтому актеру нужно развивать внимание, воображение, собранность, фантазию, чувство партнерства и зрительного зала. А еще актер — это коллективная профессия. Если один артист подводит коллег, то спектакль в буквальном смысле начинает «хромать на одну ногу».

Я подошел к созданию студии серьезно. Составил программу, согласовал с мастерами. Ничего сверхъестественного, все то, чему учили меня. Я понимаю, как должно быть.  Иначе есть возможность испортить ребенка «звездной болезнью».

Патриотический театр

— Какие у Вас планы?

— К сожалению, в последние годы популярность театра снижается.  Если детей родители еще водят на спектакли, взрослые тоже периодически ходят в театр, то молодежь для нас потеряна.

Я люблю свой родной город шахтерской доблести. У меня была возможность переехать в другое место, но я хочу именно у нас создать Патриотический театр «ЗА!». Патриотическое направление заключается в том, что я планирую ставить пьесы, основанные на жизни знаменитых шахтинцев, прославивших наш город. Соберу материал, передам драматургам. Буду проводить чтецкие фестивали и театральные конкурсы. Название «ЗА!» тоже имеет для меня определенное значение.

Режиссер может предложить любую идею, даже странную, парадоксальную, идиотическую. Актер должен суметь ее воплотить и вывести на высокий уровень фантазии и воображения. Хороший артист всегда открыт новому.  Поэтому он всегда «ЗА!».

Кадр с репетиции спектакля «Недоросль».

Девизом моего театра является отрывок из моей песни: «Маленькая Родина, моя семья. Слились воедино город Шахты и я».

О полноценном театре можно говорить, когда мои воспитанники пройдут курс обучения. Пока будем налаживать работу, обрастать реквизитом. Я буду отрабатывать программу. Дети учатся у меня, я — у них. Это процесс двусторонний. Если учитель остановился и считает, что ему самому нечему учиться, — все, конец. Дети — это зрители, которые несут современную энергетику, понимание, необходимые и педагогу, и режиссеру, чтобы быть актуальными, попадать в современные ритмы.  Если будешь осуществлять мечту, но существовать в ритмах прошлого — это фиаско, тебя уже не поймут.

Меня пригласили организовать театр в городе Зверево. Там я тоже набираю для занятий детей и взрослых. Еще мне предлагают выступать с моим моноспектаклем «Контрабас» в Доме актера в Москве.

Так что дел и планов впереди много.