В первый весенний день, 1 марта, православные христиане отмечают Прощеное воскресенье.Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии:
— Накануне Великого поста Церковь воспоминает изгнание Адама из Рая. Напоминает нам, как согрешившие прародители человечества лишились благословенного состояния за преслушание воле Божией.
В этот воскресный день на вечернем богослужении во всех храмах совершается Чин прощения. Настоятель храма с земным поклоном испрашивает прощения у своих собратьев священнослужителей и всех прихожан, которые также отвечают ему земным поклоном. После чего все верующие подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение, при этом делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.
В этот день принято примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. С поясным или земным поклоном говорят: «Прости меня за все, в чем согрешил перед тобой». В ответ также совершается поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня». И ответ – «Бог тебя простит, и я прощаю». При этом совершается троекратное христианское целование.
В день взаимного покаяния и умиротворения мы готовимся с чистым сердцем и радостной душой приступить к предстоящему подвигу Великого поста – 48-дневного воздержания. В читаемом за литургией в это воскресенье отрывке из Евангелия от Матфея говорится, что подлинный пост должен начинаться взаимным прощением обид: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15).
Обычай восходит к церковной древности, когда восточнохристианские подвижники-монахи уходили на время всего Великого поста из монастырей и городов в пустыню для уединенной молитвы и покаяния и, не зная, все ли они вернутся из этого трудного подвига к Пасхе Христовой, примирялись и прощались друг с другом. Христианское монашество зародилось в пустынном Египте в III веке, и обычай прощения перед постным подвигом тоже берет свое начало в этой же эпохе.
Верующие люди стараются смирить свою гордыню. Все мысли и слова должны быть чистыми и искренними. Формально приносить извинения, просто следуя традициям, нельзя. Святые отцы Церкви призывают искренне прощать всех, даже если иногда это достаточно больно. Обиды и душевная боль могут жить долго и разрушать человека.
Апостол Павел в своем послании к жителям древнего Коринфа отмечает, что «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Кор. 5, 22–23). Но плоды не могут расти сами по себе, без почвы, без питающих их корня и самого дерева, так и духовный плод является результатом смирения, подвигов воздержания, чтобы очистить сердце и душу и сделать их способными и достойными к восприятию Божией благодати. Встретим же прощёный день по христиански, и да зацветет в нас предстоящая весна постная благоуханными цветами истинного покаяния.