В нашей стране одно из основных направлений государственной социальной политики — обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье.
Самый сложный — адаптационный период
Активно развивается практика по устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Родители, принимающие в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей, что особенно проявляется на этапе адаптации ребенка в семье и когда он вступает в подростковый возраст. Именно в такие периоды чаще всего семьи, которые не имеют поддержку специалистов и профессионального сопровождения, отказываются от воспитания ребенка. Судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании, часто зависит от того, насколько успешно будут решены возникающие проблемы. Приемные родители и дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.
В Шахтинском центре помощи детям №1 с 2016 года открыто и функционирует отделение семейного устройства и сопровождения замещающих семей.В банке данных — 168 семей, в которых воспитывается 268 детей.В первом квартале 2021 года на сопровождении 137 семей и 226 детей.
Специалисты службы сопровождения осуществляют комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, проводят индивидуальные и групповые консультации, занятия, семинары, тренинги по вопросам адаптации детей в новой семье, их воспитания и обучения, развития; оказывают социально-правовую помощь родителям и подопечным.
Мероприятия, проводимые в рамках родительского клуба «Счастливая семья», позволяют сформировать теплые эмоциональные связи между членами семьи, снять эмоциональное напряжение родителей, создать условия для обмена опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей, снимается ощущение одиночества. Заседания клуба проходят регулярно, не реже раза в месяц. Три раза в год проходят выездные заседания родительского клуба «Счастливая семья».
Для популяризации идеи создания замещающих семей и содействия семейному устройству ежегодно в центре проходит Ярмарка семейных традиций. Стали ежегодными праздники — Новый год, День семьи, День матери.
От донских просторов до средней полосы
Специалистами отделения организуется работа летней выездной школы для принимающих родителей. Для семей специалисты отделения проводят развивающие, просветительские, познавательные занятия, тренинги, спортивные соревнования, творческие мастер-классы, квесты, театрализованные игровые программы, концерты.
Организованы поездки и экскурсии: на рождественский праздник в Ростов-на-Дону в ДК «Ростсельмаш», а также в Ледоград донской столицы, в интерактивный парк научных развлечений «Джоуль Парк», в музей космонавтики Ростова-на-Дону, в станицу Старочеркасскую в историко-архитектурный музей-заповедник, в Ростовский музыкальный театр, в Южный парк птиц, в этно-археологический комплекс «Затерянный мир», х. Пухляковский, в гости к армянской диаспоре г. Шахты, в Логопарк «Старая станица», в аквапарк «Н2О», в развлекательный центр «КидБург» Ростова-на-Дону. Также совершены поездка в Москву для участия в фестивале проектов Межрегионального проекта АНО НТР «Живем по-настоящему», экскурсия в Ростовский зоопарк, профориентационные поездки в Ростовский информационный центр по атомной энергии им. И.В. Курчатова, на Ростовский центральный военный аэродром, спортивно-развлекательный центр «Алиса», цирк братьев Гертнер «Шоу слонов» в г. Шахты, батутный центр «CRAZY-кролик», развлекательный центр «Вулкан» г. Шахты.
Онлайн-формат
Педагогами системы образовательного отделения центра проводятся занятия в кружках и секциях. 39 детей из замещающих семей обучаются по дополнительным образовательным программам учреждения.
Помощь замещающей семье в большей степени направлена на реализацию ее внутренних резервов, на самостоятельное разрешение той или иной проблемной ситуации.
В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции с марта 2020 года мероприятия по сопровождению замещающих семей временно переведены в онлайн-формат.
Самым главным показателем эффективности работы являются улыбки детишек и благодарность наших замещающих родителей, а также отсутствие возвратов детей в учреждения интернатного типа.