Основная цель данной работы – обеспечить более широкое применение новых технологий обследования земляного полотна. Разработанные и описанные в документе методики не только уточняют и раскрывают уже действующие требования нормативных документов, но и дополняют, совершенствуют нормативную базу в области строительства автомобильных дорог, тем самым повышая эффективность всего строительного контроля.
Подготовку документа предварили масштабные опытно-экспериментальные георадарные исследования, которые были проведены ФАУ «РОСДОРНИИ» на пяти участках строящихся автомобильных дорог в трех субъектах РФ.
Так, в Ульяновской области – автомобильные подходы к мосту по ул. Минаева (г. Ульяновск) и трасса Р-241 Казань – Буинск – Ульяновск (возле г. Димитровград), в Московской области – трасса М-5 «Урал» возле н.п. Непецино и Октябрьский и в Свердловской области – автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург – Тюмень (рядом с н.п. Богдановичи).
По результатам проведенных обследований на реальных объектах были разработаны методики контроля качества работ георадарными методами при подготовке естественного основания, а также при послойном возведении земляного полотна.
Новые методики преимущественно базируются на математическом анализе сигнала георадара. Принцип работы данного инструмента основан на излучении в грунт и приеме обратно отраженной электромагнитной волны. По величине отраженного импульса и форме отраженных границ оценивается строение и состояние автомобильных дорог. Таким же образом можно контролировать качество строительства земляного полотна.
Для контроля слоев земляного полотна, устраиваемого в зимний период, была разработана новая методика предотвращения попадания при строительстве мерзлых комьев. Последние при попадании в основание автомобильных дорог по мере таяния могут привести к неравномерным просадкам дорожного покрытия.
Подходы, предусмотренные стандартом, позволяют более широко внедрять новые методы строительного контроля с целью обеспечения устойчивости земляного полотна при его эксплуатации. А это, безусловно, скажется на соблюдении межремонтных сроков службы земляного полотна и в принципе долговечности дорожных конструкций.
Первая редакция проекта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Земляное полотно. Георадиолокационные методы обследования» размещена на официальном сайте профильного технического комитета ТК 418 «Дорожное хозяйство»
Обсуждение документа продлится до 8 октября 2024 г.
По информации Министерства транспорта РО