За окном стояла теплая погода, а в школьной жизни – каникулы.
Учитель призналась, что не любит эти периоды в году, потому что скучает по своим ученикам, шуму и активности учебных дней. Вместе с педагогом мы прогулялись по светлым коридорам школы и поговорили о любимой литературе, наставничестве и выборе профессии.
— За что Вы любите свою работу?
— Моя профессия мне нравится тем, что каждый день не похож на другой. Каждый день происходит что-то новое, интересные разговоры, события. Не дает превратить свою жизнь в рутину, все время есть к чему стремиться, над чем работать, чем заниматься. Очень вдохновляют дети, которые своим желанием, любопытством, идеями заставляют и меня двигаться вперед. Я не люблю монотонности, поэтому на каникулах скучаю без учеников.
Разнообразие дает мне моя работа, никогда не разочаровалась в ней, каждый день получаю удовольствие.
— Как Вы пришли в профессию, почему выбрали преподавание?
— Учителем я решила стать еще в детстве, когда училась в восьмом классе в школе №7. Я очень любила своего учителя по русскому языку Зинаиду Митрофановну Куприянову. Нас нацеливали на то, что нужно выбрать будущую профессию. А мне хотелось стать как она — серьезной, вдумчивой, знающей, грамотной, поэтому я решила выбрать специальность учителя. Выбор русского языка и литературы как предмета опять же уходит корнями к моему любимому учителю. А еще с детства любила читать, меня было не оторвать от книг. Если сейчас современных детей нацеливают на чтение, то у меня перед сном книги буквально отбирали и выключали свет. Я постоянно была в книжках. Окончила наш педагогический колледж в 2004 году и в этом же году пришла в лицей №11. Получается, прошел уже 21 год, и вся моя профессиональная деятельность связана с этим местом.
— Как решили принять участие в конкурсе?
— В прошлом году на одном из этапов я была зрителем. Меня удивило, как интересно проходит соревнование, что молодые педагоги не боятся участвовать. Они раскрепощенные, вдохновленные, и я задумалась над тем, что столько лет работаю и никогда не принимала участие в таких масштабных конкурсах. И решила участвовать.
— Какой опыт из своей методической копилки Вы презентовали?
— Последние годы я работаю над вопросом экологии души ребенка. На уроках русского языка и литературы мы возвращаемся к теме духовности, нравственности, что в современном обществе отошло на задний план. В своей методической мастерской и на мастер-классе показывала приемы и методы, которые помогают обратить внимание ребенка на его родной язык, на литературное творчество писателей.
— Какое было чувство, когда вскрыли конверт и назвали Ваше имя?
— Момент настоящего счастья. Это не передать словами. В последние дни перед церемонией у меня было какое-то предчувствие, что это возможно, раньше старалась об этом не думать. Да и глядя на своих соперников, я понимала, что любой может победить. Потому что все были достойны.
— Кто Вас поддерживал?
— Это не только мое достижение, но и лицея, коллег, учеников, моей семьи. Без поддержки не случилось бы победы. Учителя моего лицея шли всегда на помощь, если возникали какие-то затруднения, с открытой душой старались помочь. Ученики, когда узнали, что я буду участвовать, очень за меня переживали, на этапах я с ними отрабатывала пробные уроки, они помогали мне снимать видео для занятий. И ученики моего 7Б класса, и родители меня очень поддерживали морально, болели за меня.
— Кому первому вы сообщили новость, что Вы – «Учитель года»?
— Мужу. Он работал и не смог присутствовать на церемонии закрытия конкурса, поэтому, как только вышла из театра, я позвонила ему. Он сказал, что никогда не сомневался во мне. На самом деле никто не сомневался, одна я до последнего не верила в свою победу. Со мной на церемонии была моя старшая дочь, она — выпускница нашего лицея прошлого года, а также друзья и коллеги. В зале была большая группа поддержки.
— Чувствовали, что победите? Было ли это сюрпризом?
— Победы я не ожидала. Теперь я готовлюсь к региональному этапу конкурса. Как только узнала о результатах, в голове стали появляться мысли, что буду делать на областном конкурсе, какую возьму тему, какие продемонстрирую методические приемы.
— Какие планы на будущее?
— Мне предстоит поработать, чтобы систематизировать все свои знания и умения, открыть что-то новое и с этим выйти на областной конкурс. Я сделала вывод, что не нацеливалась на победу, просто шла и уверенно показывала то, что я умею, то, чем хочу поделиться. На региональный этап пойду с такой же установкой. Хотя, конечно, все хотят победить, но это не та задача, которую я ставлю перед собой. Самое главное — достойно выступить.
— 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Можете ли вы назвать себя наставником?
— Думаю, что могу. Я руковожу методическим объединением нашего лицея по русскому языку и литературе. У меня есть молодая коллега, которая пришла на работу в прошлом году, и я ей помогаю. Ну и, конечно, ученики. Хотя это только подопечные могут сказать, кто для них является наставником. Надеюсь, что я смогла дать им что-то полезное, стать проводником к достижениям.
— Есть ли у Вас любимые произведения или авторы?
— Я больше всего люблю нашего донского писателя Михаила Шолохова. Мне нравятся все его произведения: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека». Он, пройдя через сложные жизненные испытания, сумел так показать и народ, и проблемы, и человека в этих обстоятельствах, что до сих пор читаешь и на глазах слезы. Восхищаюсь Шолоховым, его собрание сочинений — моя настольная книга. Если хочется просто что-то почитать, отвлечься от всех мыслей — беру любую книгу Шолохова, открываю на любой странице и тут же погружаюсь. Особенно меня очаровывает его язык. Автор сумел подобрать правильные слова для описания жизни на Дону. На мой взгляд, именно в этой точности его гениальность.
— А сами Вы пытались что-то писать? Романы, сказки или стихи?
— К сожалению, большого таланта к сочинительству и вдохновения у меня нет. Старшая дочь тоже пробовала себя, я помогала, редактировала, подыскивала рифму. Как учитель литературы я вижу и могу откорректировать произведения, помогаю ученикам. Иногда они приходят и делятся своим творчеством. Я считаю, что как раз литература и вдохновляет, особенно, когда мы говорим о биографиях писателей. Не все открыли свой талант с юных лет, они пробовали, ошибались. Раньше это не было профессией, а вдохновением, творчеством, но именно оно увековечило имена многих людей. Я всегда поддерживаю начинания учеников. Им приходится быть творческими, потому что они пишут часто сочинения, это все-таки проза, ОГЭ и ЕГЭ — везде нужен этот навык. Его нужно развивать. К тому же это воспитывает чувства.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Я очень люблю вязать на спицах, но времени на это очень мало. Последнее время для меня отдых — выезды на природу. Мой муж любит рыбалку, а для меня приятная прогулка по берегу Дона позволяет расслабиться и отдохнуть.
— Расскажите о своей семье. Как она относится к вашей работе?
— С мужем мы познакомились еще в детстве, жили по соседству, и я дружила с его младшей сестрой. В детстве мы друг на друга не особо обращали внимание. Когда он пришел из армии в 1996 году, мне было уже 16 лет, и мы с ним стали общаться, дружить, а потом поженились. Он работает на заводе «Авангард». Семье моей приходится тяжело. У меня не та профессия, когда пришел с работы и забыл о ней. Даже дома я созваниваюсь с родителями, объясняю какие-то вопросы, проверяю тетради, готовлюсь к урокам. Только благодаря тому, что моя семья меня понимает и поддерживает, я и в профессии состоялась, и семья сохранилась.
У нас две замечательные дочки. Старшая пошла по моим стопам и поступила в Кубанский государственный университет на филологический факультет. Если захочет, тоже пойдет работать в школу. Младшая дочь учится в третьем классе лицея №11. Учителем пока не собирается становиться, постоянно меняются интересы. В детском саду хотела быть воспитателем. Я всегда говорю дочери, что это работа, где нужно много трудиться и отдавать всего себя.
ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый, от «Учителя года» города Шахты Юлии Николаенко
1. Сказки.
Дети должны читать сказки! Они дают веру в чудо, устанавливают понятия добра и зла, закладывают основы нравственности.
2. «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери.
Даже взрослым книга обязательна для прочтения. К сожалению, они забывают, что тоже были детьми. А если бы помнили, то и к жизни по-другому относились.
3. «Капитанская дочка», Александр Пушкин.
Сложно выделить что-то одно из творчества Пушкина, но детям своим в классах я всегда говорю, что самое главное, что вы должны прочесть — это «Капитанская дочка». Это произведение на все времена, которое показывает проблемы общества: честь, достоинство, дружба, любовь.
4. «Тихий Дон», Михаил Шолохов.
Опять же Шолохов, горячо мною любимый. Выделю, пожалуй, «Тихий Дон» как летопись жизни
дончан в разрезе целого десятилетия. Хотя многие дети не любят его. Возможно, из-за трагичного тона произведения.
5. Поэзия.
Не могу вот так назвать пятую позицию. Считаю, что обязательно нужно воспитывать свою душу на лирических произведениях Есенина, Маяковского, Блока, Цветаевой, Ахматовой, Фета, Тютчева. Любые произведения о природе, взаимоотношениях, любви. В лирических произведениях слов мало, но там столько чувств. Дети, когда понимают произведение, проникаются чувствами того, что заложил в строки автор, бывают даже поражены открывающимися красками эмоций и переживаний. У них есть проблема, они не всегда могут выразить правильно свои чувства, и как раз воспитание поэзией помогает развить этот навык.
Беседовала Т. Маргиева, фото автора и из семейного архива