Психиатр Ольга Бухановская: Мы открыли ящик Пандоры, решив, что человеку можно все

В марте на видеосервисе Okko вышли первые эпизоды сериала Сарика Андреасяна «Чикатило» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Это основанная на реальных событиях история опасного маньяка, на протяжении почти 12 лет совершившего более 50 жестоких убийств женщин и детей, в основном на территории Ростовской области. В реальности найти преступника следователям помог врач-психиатр, доктор наук Александр Бухановский, составивший психологический портрет маньяка, впоследствии его работа легла в основу нового направления судебной психиатрии. Корреспондент «РГ» встретилась с его дочерью Ольгой Бухановской.

Ольга Бухановская: Папа очень боялся за меня — и это была одна из причин, по которой он взялся за дело «Лесополоса». Фото: из личного архива Ольги Бухановской

Ольга Александровна, вы успели посмотреть начало сериала?

Ольга Бухановская: Я не собиралась этого делать, но меня попросили журналисты, я посмотрела одну серию. Возможно, у меня изначально было предвзятое отношение — мне не понравилось. Мне не нравится, что в центре — этот «герой», что это фильм о преступнике и внимание зрителя приковано к нему. А ростовские следователи выглядят какими-то недалекими людьми, чуть ли не дегенератами. Это неправда.

Создатели сериала обращались к вам за консультациями? Это кажется логичным — ваш отец сыграл одну из ключевых ролей в поиске, поимке и получении признательных показаний Андрея Чикатило.

Ольга Бухановская: Создатели этого сериала — нет, не обращались. Вообще, за 2019-2020 годы в нашу семью обращались три группы сценаристов. Две из них планировали сделать фильм, в котором прототипом главного героя был бы мой папа, а его антиподом — этот маньяк. Идея развития не получила, хотя это, наверное, могло быть интересно.

Один из персонажей сериала — старший научный сотрудник НИИ МВД СССР, капитан Виталий Витвицкий. Похоже, именно ему предстоит «разрабатывать» тему психического нездоровья маньяка — как в реальности это делал ваш отец…

Ольга Бухановская: Не знаю, возможно. Но он тоже показан каким-то странноватым, я бы даже сказала, дурковатым. Вообще, акценты в фильме расставлены очень странно.

Что происходило на самом деле? Что лично вы запомнили из всей этой истории, как это было лично для вас?

Ольга Бухановская: Когда был суд над Чикатило, я училась на втором курсе мединститута. Я присутствовала на суде вместе с научной группой папы. В остальном у меня достаточно отрывочные воспоминания — в 1980-х, когда папа работал по делу «Лесополосы», я еще училась в школе. У нас дома были материалы этого дела, однажды я его открыла, увидела фотографии жертв — страшно испугалась и больше не открывала. Конечно, папа очень боялся за меня — я была того же возраста, что и жертвы маньяка, и это была одна из причин, по которой он взялся за это дело. Уже потом он стал глубоко заниматься этой темой — подобные вещи никем в стране ранее не описывались, он стал первым. Папа вообще всегда с интересом брался за все новое — в то время, когда генетика была в опале, он писал кандидатскую диссертацию о генетике в шизофрении, занимался темой транссексуализма в то время, когда его за это могли посадить…

В одном из интервью Александр Олимпиевич рассказал, что «история болезни» Чикатило, которую он вел, а также «сочинение», написанное задержанным маньяком по просьбе самого Бухановского, остались невостребованными следствием и судом. Где сейчас эти документы?

Ольга Бухановская: Они хранятся у нас дома, это собственность нашей семьи. Эти документы ценны, как свидетельство таланта моего папы, как его наследие. Потому что после его смерти находится много желающих рассказать о том, что на самом деле он никуда не ходил, особо с Чикатило не беседовал, что все придумали журналисты. Мне однажды позвонил сын, который учился в мединституте, и спросил: «Мама, а правда ли, что дедушка хотел «оставить на память» мозг Чикатило?» Оказывается, преподаватель, не зная, что в аудитории сидит внук Бухановского, рассказывал студентам непонятно что. Да, папа считал, что нужно изучить мозг этого человека — чтобы лучше понять проблему, чтобы разобраться, что искать дальше, чтобы не допускать появления подобного.

Ольга Александровна, как вы думаете, почему сейчас вообще появляется так много контента, в основе которого — худшие проявления личности? Сериал «Чикатило» ведь не единственный. В Сети активно обсуждают интервью Ксении Собчак со «скопинским маньяком» Моховым, кинематограф тоже активно эксплуатирует тему «темной стороны» человеческой природы. Почему есть запрос на все это?

Ольга Бухановская: Мне кажется, это просто примитивизм. И запрос на него есть не у многих. Вот у меня лично есть потребность в таких фильмах, как «Список Шиндлера», «Собибор»… Вообще, любую тему можно подать по-разному. В фильме о нацизме можно показать все подробности издевательств фашистов над людьми — и для кого-то это станет инструкцией. Но можно иначе. Помните, в «Собиборе» есть сцена, где заключенные, впряженные в коляски вместо лошадей, катают лагерное начальство, и под ударами плетей их заставляют бежать все быстрее и быстрее? В кадре нет кровавых рваных ран, лопающейся кожи — но есть глаза главного героя, его морщины, есть сила духа. И ты начинаешь думать: а как это можно вынести? Испытываешь сильные чувства, переживаешь, принимаешь решение: на какой стороне находишься ты? А какое решение можно принять после просмотра «Чикатило»?

Некоторые психологи предупреждали, что сериал о маньяке может породить волну новых преступлений…

Ольга Бухановская: Не думаю, что будет такая волна. Но на кого-то он, конечно, повлияет — и да, эти люди могут пойти по такому пути. Но я бы не стала говорить о том, что сейчас у этого героя появятся «последователи». Потому что они и так есть — в соцсетях можно найти целые группы, объединяющие таких людей, многие из которых наверняка больны. Это нужно как-то контролировать, блокировать — но этого не происходит.

Да, я за цензуру. За умную цензуру грамотных, культурных, думающих людей 

Дело в том, что люди с различными извращениями, отклонениями будут всегда. Они и были всегда — другое дело, что их было какое-то очень небольшое количество, и они сами понимали, что с ними происходит что-то не то, что это плохо, что с этим надо бороться. А мы сейчас открыли ящик Пандоры, сказали: все — норма, человек на все имеет право. Происходит сдвиг всех рамок, у человека уже не возникает борьбы мотивов, того этапа, на котором мы принимаем решение — следует ли нам делать что-то или нет.

Что с этим можно сделать? Запретить «вредный» контент, ввести цензуру? И где в таком случае мерило того, что можно, а что нет?

Ольга Бухановская: Мерилом является существование человечества на протяжении двух с лишним миллионов лет. Весь опыт, накопленный человечеством и позволивший ему выжить. То, что до сих пор было правильно, и дальше должно оставаться таким. Понимаете, есть вещи, которые не требуют пересмотра. И в этом смысле — да, я за цензуру. За умную цензуру грамотных, культурных, думающих людей.

Тенденция

Тем временем тенденция снимать фильмы и сериалы про маньяков набирает обороты. До «Чикатило» зрители обсуждали сериал Константина Богомолова «Хороший человек», снятый по мотивам истории самого известного и страшного маньяка современной России Михаила Попкова. Главную роль в нем сыграл Никита Ефремов. В планах у онлайн-кинотеатров новые оригинальные проекты, посвященные этой теме. Так, сюжет нового сериала Валерии Гай Германики «Мерзлая земля» основан на событиях, описанных в журналистском расследовании Таисии Бекбулатовой «Дорога в Аскиз». Это реальная история маньяка Дмитрия Лебедя — таксиста из Абакана, которого в 2019 году признали виновным в серии убийств и изнасилований. Сериал «Хрустальный» — остросюжетная психологическая драма, основанная на реальных событиях. У главного героя — психологическая травма, повлиявшая на жизни многих людей — его в первую очередь. Сериал «Коса» — триллер о серийном убийце режиссера Игоря Волошина. По словам одного из продюсеров Ивана Самохвалова, «на первый взгляд может показаться, что «Коса» — это классическая полицейская драма, где центром антагонизма является некий маньяк, но дьявол, как и уникальность, в деталях».

Главное фото: кадр из фильма, kinopoisk.ru