В 2024 году, в Год семьи, особое внимание уделяется сохранению традиционных семейных ценностей, укреплению института семьи.
Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию. Именно в семье человек познает окружающий мир, впитывает духовно-нравственные традиции своего народа, учится любви к Родине и своим близким.
Связь поколений в семье помогает передавать накопленный жизненный опыт, знания, культурные ценности, события и личные истории.
Член Союза детских и юношеских писателей России из Шахт Марина Бабурина начала писать в 32 года.
Имя Ефима Духанина с 30-х по 70-е годы прошлого века гремело не только в Донбассе, но и по всей стране. Его правнучка Марина Бабурина своего прадедушку не видела, только слышала истории, ставшие семейными легендами. Опубликованный ею рассказ о дедушке на основе воспоминаний родственников удостоен диплома победителя Всероссийского конкурса «Моя семейная реликвия».
Герой Социалистического Труда, любящий отец и дедушка
В1948 году за выдающиеся успехи в увеличении добычи угля, восстановлении и строительстве угольных шахт и внедрение передовых методов работы, обеспечивающих значительный рост производительности труда, машинисту врубовой машины шахты имени ОГПУ комбината «Ростовуголь» Ефиму Ивановичу Духанину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Восемь лет Ефим Иванович был депутатом Верховного Совета СССР, много сделал для улучшения работы транспорта, для строительства жилья и школ в шахтерских поселках.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, знаком «Шахтерская слава» I степени.
В 1951 году за совершенствование методов добычи угля, организацию цикличной работы лав был удостоен Государственной премии СССР.
Обком КПСС, облисполком, облсовпроф и обком ВЛКСМ в 1973 году учредили переходящий приз имени Героя Социалистического Труда Ефима Ивановича Духанина для победителя областного социалистического соревнования среди коллективов добычных бригад. Одна из улиц города Новошахтинска названа его именем.
Эту информацию можно найти в открытых источниках интернета. Но мало кто знает, что за образом легендарного шахтера стоял любящий отец и дедушка. Ефим Иванович был женат и имел десять детей. Война унесла жизни пятерых из них.
Выйдя на пенсию, Духанин вместе с женой переехал в тихий и уютный хутор Апаринский на берегу Донца. Каждые выходные в родительский дом съезжались дети и внуки. Внуков было много, в доме было шумно и весело. По традиции дедушка всех ребятишек брал на рыбалку, для каждого были припасены удочки.
Захватывающий мир психологии
Марина выбрала профессию для себя сама еще в шестом классе. Полистала справочник для поступающих в вузы, который взяла у старшего брата, и задумалась, чем бы она хотела заниматься в жизни. Две профессии особенно привлекли ее внимание: биология и психология. Завораживающий мир живых организмов, с его сложными системами и загадками, соперничал с интригующей глубиной человеческой психики, с ее таинственными мотивами и сложными взаимосвязями. Выбор предстоял нелегкий. За советом она пошла к отцу.
-Ты рано об этом спрашиваешь, — ответил он, — немного подрасти и поговорим.
Школьница зря времени не теряла. В их доме царила атмосфера любви к чтению, и обширная библиотека стала ее университетом. Она буквально поглощала книги, пристально изучая психологические портреты героев, анализируя их поступки и мотивации. Произведения классической литературы стали для нее неисчерпаемым источником знаний о человеческой природе. Она наблюдала за своим окружением, анализируя межличностные отношения, семейные динамики, и все глубже погружалась в захватывающий мир психологии. К десятому классу выбор был сделан – психолог. И вновь подошла к отцу уже с готовым решением. В этот раз Владимир Михайлович, радиоинженер по профессии, ответил: «Я не представляю, как психологи зарабатывают себе на жизнь, но мы с мамой тебя поддержим».
И Марина начала действовать целеустремленно и целенаправленно. В своем небольшом поселке Усть-Донецкий она нашла женщину, которая училась на психолога и попросила с нею заниматься. Окончив школу с серебряной медалью, Марина поступила на факультет психологии Южного федерального университета в Ростове-на-Дону.
Уже со второго курса она занялась волонтерской деятельностью. Опыт общения с разными людьми, слушание их историй, помощь в разрешении проблем – все это привило Марине ценные навыки эмпатии, активного слушания и умения строить доверительные отношения. Вскоре она начала работать в Ростовском центре временного содержания несовершеннолетних преступников, где сталкивалась со сложными случаями, требующими глубокого понимания детской психологии и особых методов работы. Три года Марина работала психологом-консультантом на молодежном телефоне доверия. Это была ответственная работа, требовавшая высокой профессиональной компетентности и эмоциональной устойчивости. Она научилась работать с кризисными ситуациями, оказывать первую психологическую помощь в экстремальных условиях. Опыт работы на телефоне доверия стал для нее незаменимой школой практической психологии. Вскоре ей предложили должность психолога на городском телефоне доверия, а затем и на Всероссийском детском телефоне доверия.
Желание созидать
Параллельно с работой М.В.Бабурина продолжала повышать свою квалификацию. Она прошла специализацию по гештальт-терапии в Московском институте гештальта и психодрамы. Гештальт-терапия – это гуманистический подход в психотерапии, ориентированный на «здесь» и «теперь». Он помогает клиентам понять свои чувства, принять себя и взять ответственность за свою жизнь. Обучение гештальт-терапии расширило арсенал ее профессиональных инструментов, добавив новые методы работы с клиентами.
Марина Владимировна работала психологом в психологическом центре по работе с детьми, подростками и их родителями. Переехав в Шахты, работала в Детском доме, в гимназии №10. Параллельно писала статьи в газеты, журналы, на сайты по психологии.
Обладая значительным практическим опытом и глубокими знаниями в области психологии, накопленными годами работы, решила воплотить свои знания в создание чего-то большего, чем просто профессиональная деятельность. Замужество и рождение дочери стало катализатором этого процесса, как это часто бывает у женщин – появление нового члена семьи пробуждает желание созидать, делиться опытом.
Марину Владимировну привлекала возможность непосредственной помощи людям, решение их актуальных проблем здесь и сейчас. Поэтому неудивительно, что дебютная книга Марины Бабуриной посвящена именно практической психологии для детей. Она называется «Терапевтические сказки-тренажеры. Учимся принимать правильные решения». Идея создания этой необычной книги пришла к Марине Владимировне благодаря старой детской книге-игре ее брата. Эта книга, в отличие от обычных повествовательных произведений, активно вовлекала читателя в процесс, заставляя принимать решения, влияющие на развитие сюжета.
Аналогичным образом построена и книга Марины Бабуриной. Читая ее сказки, малыши не просто пассивно наблюдают за развитием событий, а принимают решения от имени персонажей, вступая в своего рода интерактивную игру. Автор убеждена, что такой подход создает безопасную и игровую среду для развития навыков принятия решений у детей. Это особенно важно в современном мире, переполненном информацией и сложным выбором. Книга учит детей анализировать ситуации, взвешивать возможные последствия своих действий и формировать собственное мнение, не боясь ошибиться. Процесс обучения представлен в увлекательной и доступной форме, чтобы даже самые маленькие читатели смогли легко понять и усвоить предлагаемые концепции.
В создании книги принимала активное участие и дочь Марины Владимировны, Злата. В то время ей было всего четыре года, и она с удовольствием тестировала сказки, делясь своими детскими впечатлениями и мнениями. Ее непосредственные реакции и оценки оказались бесценными для автора, помогали уточнить язык книги и сделать ее более понятной для целевой аудитории.
Отец Златы, по первому образованию социолог, также проявляет живой интерес к работе жены и участию дочери в этом проекте. Хотя сейчас Константин Сергеевич, освоив вторую профессию, работает на текстильном производстве, всегда в курсе дел жены и с удовольствием обсуждает с семьей вопросы, касающиеся психологии и развития ребенка.
«Я нашла свое место в жизни»
Семья Бабуриных много путешествует и любит природу, особенно родную донскую природу. Каждые выходные они стремятся провести время на свежем воздухе – на берегу реки, в лесу или в деревне. Злате сейчас семь лет, и она уже определилась с будущей профессией – хочет стать зоологом. Ее мечта – изучать жизнь животных и путешествовать по миру. Родители поддерживают ее стремления, но одновременно объясняют дочери, что интересы и планы могут меняться с возрастом, и это абсолютно нормально. Главное для них – счастье дочери и возможность реализовать свой потенциал в любой сфере деятельности. Они убеждены, что важно воспитывать в ребенке любознательность, стремление к саморазвитию и уверенность в своих силах, не навязывая при этом каких-либо жестких рамок или ожиданий.
Вторая книга Марины Владимировны Бабуриной «Я буду!» представляет собой сборник терапевтических сказок, написанный в непростое время пандемии COVID-19. Период самоизоляции и неопределенности заставил многих родителей задуматься о будущем своих детей, о том, как помочь им обрести уверенность в себе и научиться достигать поставленных целей.
Сказки как раз и посвящены этим важным вопросам, каждая из них содержит ценный совет родителям о том, как поддержать ребенка на его пути к самореализации. Издатели справедливо определили книгу как произведение, наполненное глубоким духовным смыслом. Удивительно, но «Я буду!» находит отклик не только у детской, но и у взрослой аудитории. Книга несет в себе мощное послание о том, что изменить свою жизнь никогда не поздно, в каком бы возрасте это ни произошло. Это ключевой момент, который крайне важно донести до детей, чтобы они не боялись экспериментировать, идти на риск и пробовать новые вещи, не опасаясь неудач.
— Ведь я сама начала писать в 32 года, — говорит Марина Владимировна, — и хотя в школе я училась хорошо, учителя считали, что у меня нет предрасположенности к писательству. Но можно развить любой навык. И я нашла свое место в жизни.
Сегодня М.В.Бабурина – успешный и востребованный специалист. Ее профессиональная деятельность многогранна. Она является членом Союза детских и юношеских писателей России, сертифицированным гештальт- и арт-терапевтом, действующим членом Профессиональной психотерапевтической лиги, а также приглашенным экспертом портала для родителей «Родительский университет» от издательства «Просвещение».
Ее авторитет подтверждается регулярными публикациями авторских колонок на портале «Родительский вопрос» и в газете «Веста. Здоровье». Бабурина активно участвует в общественной жизни, являясь приглашенным экспертом на многих радиостанциях, включая «Маяк. Москва», «Маяк. Ростов», «Говорит Москва», «Русское Радио», «Радио-1», «Москва ФМ», «Москва 24», а также сотрудничает с Детским благотворительным фондом «Алеша». Марина Владимировна также выступает в качестве психолога-волонтера фонда «Движение вверх» и про боно волонтера на портале Добро.ру.
В издательстве «Робинс» выходит третья книга Марины Бабуриной. Она называется «Расскажи о своем теле». Книга, как и две предыдущие, необычная по оформлению — перевертыш. Автор очень деликатно и грамотно доносит детям, что им нужно знать о своем теле. Многие родители теряются, когда ребенок начинает задавать вопросы на эту тему, в книге они найдут советы, как поступать. Эта книга для детей, но в первую очередь — для родителей.
Еще три книги Марины Бабуриной готовятся к печати. Можно с уверенностью сказать, что они обязательно помогут многим выстроить отношения с детьми.
Совет мамам от Марины Бабуриной может показаться неожиданным: в заботе о детях, нужно не забывать о себе, поскольку спокойная, самодостаточная мама может сделать для ребенка не меньше, чем профессиональный психолог.