В середине XIX столетия на Дону начинает развиваться угольная промышленность.

К концу 50-х годов Грушевский рудник стал крупнейшим на юге России, где действовало 44 шахты и добывалось 3,6 миллиона пудов твердого топлива. В 1863 году число действующих шахт увеличилось до 59, а добыча — до 5,3 миллиона пудов. На большие расстояния уголь перевозился фурами на волах. Примитивный ручной способ добычи, устаревшие средства транспортировки делали первосортные донские антрациты слишком дорогими. Российским промышленникам дешевле обходился уголь, завозимый из Англии, нежели добываемый у себя на Дону первосортный антрацит.

От Грушевских каменноугольных копей к пристани на донском берегу

Торговые люди Дона начинали осознавать необходимость строительства железных дорог — надежного сухопутного средства перемещения больших масс грузов, не зависящих от времени года и капризов погоды.

1 марта 1860 года наказной атаман войска Донского генерал-адъютант Михаил Григорьевич Хомутов обращается в Военное министерство с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских каменно-угольных копей к пристани на донском берегу у станицы Мелиховской, обосновывая свое ходатайство экономическими выгодами и нуждами развивающейся горнодобывающей промышленности. 16 мая того же года император Александр II «соизволил высочайше утвердить» предложения военного министра о строительстве железной дороги, испрашиваемой Хомутовым.

Инженер путей сообщения подполковник Валериан Александрович Панаев, руководитель строительства Грушевско-Донской железной дороги.

На пост руководителя стройки (инженера-строителя) по рекомендации главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями К.В. Чевкина был назначен инженер путей сообщения подполковник Валериан Александрович Панаев с содержанием 6000 руб. в год.

Начало строительства

Воскресным днем, 2 апреля 1861 года, у балки Тангаш, в двух верстах от Новочеркасска, в присутствии многочисленной публики состоялось торжественное открытие начала стройки.

На стройку были завербованы до 3000 рабочих из числа крестьян Харьковской и Курской губерний, наиболее опытные десятники нанимались в Смоленской губернии. Строительство велось тогда вручную, рабочий день длился от восхода до захода солнца. Тяжелые земляные работы на устройстве выемок и насыпей выполнялись рабочими-тачечниками и отчасти конными возчиками.

Шпалы и лесоматериалы закупались в России. Рельсы приобретались с помощью ведомства путей сообщения. Металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны были закуплены В.А. Панаевым в Бельгии, у брюссельского заводчика Эврарда, с доставкой и сборкой изготовителем на месте. Ранней весной 1863 года весь заказ был доставлен пятью пароходами из Антверпена на Таганрогский рейд.

Железнодорожная линия протяженностью 66 верст от Грушевского посада (г. Шахты) через Новочеркасск до станицы Аксайской (г. Аксай), с веткой к угольным копям и пристанью на донском берегу, вошла в строй 29 декабря 1863 года (10 января 1864 г. по новому стилю). В этот день на станции Новочеркасск состоялась торжественная церемония.

 

Всего открылось пять станций: Грушевская, Атюкта, Максимовка, Новочеркасск, Аксай. На каждой из них были воздвигнуты вокзалы, в Новочеркасске — двухэтажный каменный, в Аксае — временный деревянный, остальные — одноэтажные каменные.

Дорога была оборудована электромагнитным телеграфом с передачей сигнала по проволоке гальванизированной диаметром 4 мм, подвешенной на деревянных столбах с фарфоровыми изоляторами и устройствами для натяжения провисающих проводов. На станциях устанавливались телеграфные аппараты систем Морзе и Сименса. Все станции ограждались сигнальными железными дисками на деревянных столбах высотою 2,6 саж.

Тягу поездов обеспечивали 4 паровоза «о шести ведущих колесах» с тендерами, в задней части паровоза устроена железная будка для машиниста. Для перевозки пассажиров и грузов дорога закупила 161 товарный, 2 багажных и 14 пассажирских (7 — закрытых, 2 летних с навесом, 4 летних открытых) вагонов. Имелся грузоподъемный мост через Северский Донец у станции Каменская, кран на железнодорожном ходу на 370 пудов.

Спустя год высочайшим повелением государя от 13 декабря 1864 года утверждается положение об администрации Грушевской железной дороги (теперь дорога именуется Грушевской). Для непосредственного управления эксплуатацией, содержанием и ремонтом технических средств создается управление во главе с начальником дороги.

Контейнерная станция ст. Грушевская.

Продление до Ростова-на-Дону

Регулярное движение поездов началось с февраля 1864 года. Итоги первого года эксплуатации дороги показали неутешительные результаты. Доходы, полученные за перевозку грузов и пассажиров, не окупали затрат, убытки составили 38,6 тыс. рублей.

В 1867 году правление войска Донского с высочайшего разрешения передает Грушевскую дорогу в ведение купца С.С. Полякова, взявшегося продлить ее от станицы Аксайской до Ростова-на-Дону. Этот участок протяженностью 12 с половиной верст был построен за полгода, движение по нему открылось 1 февраля 1868 года. Рельсовый путь проходил правым берегом Дона по территории нынешней набережной и заканчивался станцией Ростов (Ростов-Пристань). Пассажирское здание станции располагалось тогда примерно напротив Богатяновского спуска.

Торжественное открытие Ростово-Аксайского участка состоялось в воскресный день 4 (16) февраля 1868 года, когда в половине первого пополудни в Ростов-на-Дону прибыл поезд с наказным атаманом, другими чинами из Новочеркасска и строителями. В первый же год, с выходом Грушевской линии к Ростову, товарные перевозки выросли на 80%,
а в 1869 году — еще на 10%. Было перевезено 259817 пассажиров и 8,8 миллиона пудов грузов, главным образом антрацита и строительного леса. Валовый доход в 1869 году составил 333103 рубля, расходы — 275900 рублей, Грушевская дорога начала давать чистый доход (прибыль).

Тем временем в 1867 году Воронежское земство обращается с ходатайством о постройке железной дороги от Воронежа на юг до границы земли войска Донскогo. A правление войска ходатайствует о продлении этой линии по Донской земле на юг до соединения с ранее построенной Грушевской дорогой.

Экспедиция краеведов «Корни твои» на месте бывшего Грушевского рудника.

Таким образом, открытие Грушевско-Донской железной дороги стало началом создания Северо-Кавказской железной дороги, соединившей земли войска Донского (Ростовской области) с центральными районами России. Данное событие, место и время очень значимо для нашего города. Краеведы шахтинского клуба «Корни твои» считают необходимым установить памятный знак в этом месте, обозначая тем самым его историческое значение.

Подготовил В. Перцев, краевед