Все они — члены городского клуба «Профессионал», принимали участие в конкурсе «Учитель года», а Максим Буданов стал не просто абсолютным победителем муниципального этапа, но и лауреатом областного конкурса учителей.
Продолжатель династии
Отец семейства Александр Иванович Буданов работает учителем истории и обществознания в школе №15. Его жена Ирина Александровна — учитель начальных классов лицея №3.
— Свою педагогическую карьеру начинала с воспитательной работы, была вожатой в школе №21. О профессии учителя я задумывалась давно. Как и многие девчонки, в детстве расчерчивала «классный журнал», сажала кукол, ставила им оценки. Когда стала женой учителя, мечта стала уже осознанной. Специализацию не рассматривала, потому что мне всегда хотелось быть учителем начальных классов, причем, каким-то особенным, добрым, стоящим на одной ноге с учеником. Но профессия педагога такова, что все равно нужно быть строгой, — говорит она.
В 1989 году в семье Будановых родился сын Максим, а Ирина Александровна поступила в педагогическое училище.
— В 1993 году, уже имея четырехлетнего сына, я пришла на работу в лицей №3. И сюда же потом пришел учиться Максим. Когда сын окончил школу, никто из нас не думал, что он станет учителем. Помня о трудностях в 90-е, мы хотели для своего ребенка другой профессии. Максим хорошо сдал ЕГЭ, поступил в институт на техническую специальность. Но педагогика все равно призвала, и через три года сын оставил учебу в ЮРГУЭС и поступил в ЮФУ, — рассказывает Ирина Буданова.
В родной лицей Максим Александрович вернулся уже учителем истории и обществознания. В 2017 году в Шахтах прошел муниципальный этап конкурса «Педагог года», в котором он одержал победу. Спустя год М.А. Буданов принял участие в областном конкурсе «Учитель года» в г. Азове, и стал лауреатом.
Объединила любовь к истории
А еще через год в педагогической семье появился еще один историк: жена Максима Татьяна Сергеевна Буданова также является учителем истории и обществознания лицея №3.
— В профессию меня направила мама, — рассказывает она. — Я на тот момент хотела поступить в Ростовский колледж культуры. Но мама сказала: «Тебе нужна такая профессия, которая всегда даст заработать на кусок хлеба. А это – или медицина, или педагогика. Как только окончишь учебу, можешь получить ту профессию, которую сама хочешь». И мои педагоги смогли зажечь во мне педагогическую искорку. Сначала я окончила Шахтинский педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области истории», и тоже начинала вожатой. История покорила меня больше всего, благодаря моим преподавателям. Мне захотелось сильнее углубиться в предмет, и я поступила в ЮФУ на исторический факультет, который окончила в 2016 году.
Судьба меня связала с лицеем №3, причем еще до поступления в педколледж. В 2007 году я только сдала экзамены, и знакомая моей мамы попросила меня поработать старшей вожатой в детском оздоровительном лагере в хуторе Пухляковском. Там я познакомилась с учителями лицея №3 Натальей Татаровской и Мариной Сурменевой, с тренером по пулевой стрельбе Ларисой Тарасовой. Я проработала с ними целое лето, а после приходила в лицей уже как член жюри во время детских конкурсов.
По словам молодого педагога, с супругом их особенно сближает любовь к истории, интерес к созданию и участию в различных интеллектуальных играх.
— Мы вместе любим путешествовать. Еще один фактор, который нас объединил, — конкурс профессионального мастерства «Учитель года», — вспоминает Татьяна. — Сила семьи в любви и взаимопонимании. Крепкие семьи наших родителей — отличный ориентир для нас. Считаю, необходимо говорить о семейных корнях и семейной профессии. Это закладывает в будущем поколении самое главное – традиции. С образованием нашей семьи у нас появилась очень важная традиция – на каждый день рождения мы прежде всего собираемся именно с родителями. А уже в 2021 году наша семья пополнилась – у нас с Максимом родился сын Арсений. Ему только четыре года, но уже прослеживаются задатки учителя. Когда ты обучаешь ребенка, то проговариваешь фразу медленно, делаешь паузу, и он должен повторить. Арсений недавно начал делать наоборот: показывает буквы и ждет, когда повторю я.
— Арсений наконец-таки превратил застольные разговоры нашей семьи из педсовета в разговоры бабушки, дедушки, папы и мамы. Потому что долго не посидишь – с ребенком нужно заниматься, играть, бегать, — подчеркивает Ирина Александровна.
Нет двух похожих уроков
Самыми главными качествами для учителя в семье Будановых считают открытость и уважение к ученику.
— В воспитательной и учебной работе стараюсь следовать одному главному правилу: все дети – индивидуальны, они — личности, к каждому нужен свой подход. И это позволяет детям думать, что я – добрый учитель, хотя я считаю себя достаточно строгой, — говорит Татьяна. — Современное поколение обладает клиповым мышлением, ребята не могут долго выполнять один вид деятельности. Видишь, что ученики уже устают и начинаешь больше вводить разнообразных упражнений, заданий. За это время смены деятельности они успевают переключиться, а ты — посмотреть, как ребята взаимодействуют, и делаю вывод, как работать с той или иной группой детей. Главное, чтобы у них было развито воображение. Я ценю в детях честность и открытость, и они это знают и не боятся подойти ко мне и что-то сказать.
— В первую очередь, между учителем и учеником должно быть взаимоуважение. Во-вторых, если ты даешь ребенку обещание, то, как взрослый, ты должен его выполнить, каким бы оно ни было, — считает И.А. Буданова.
По словам Ирины Будановой, главной особенностью учительской профессии является то, что ни один рабочий день не похож на другой.
— Даже если четко следовать плану, провести два одинаковых урока не получится никогда: разные дети, состояние, эмоции, подход к занятию. Учитель перед учениками, как актер на сцене, а каждый урок – что-то новое, что-то яркое, что-то незабываемое, — утверждает она.
День учителя — всей семьей
Заинтересовать непосед учебой – дело, конечно, не простое. Но и у педагогической семьи Будановых есть свои секреты.
— Я на уроках истории стараюсь с учениками заниматься и творчеством в том числе — ведь современным детям важно пощупать и потрогать, услышать и представить, а мне — развить в них гибкие нейронавыки, повышающие обучаемость и регулирующие поведение в процессе обучения. Также очень важно стараться говорить на понятном для них языке. Порой бывают научные фразы, которые ребенок не понимает, и их нужно донести таким образом, чтобы, в конце концов, он смог воспроизвести научный термин с осознанием. А в последнее время у меня есть тенденция переводить учебный материал на свой личный пример. Для детей это ценно, они становятся более открытыми, особенно, когда мы говорим о Великой Отечественной войне. Я призываю ребят как можно чаще пополнять свои семейные архивы: ведь у кого-то сохранились снимки воевавших предков, а у кого-то – нет. Существуют такие сайты как «Подвиг народа», «Память народа», которые позволяют нам не только расширить эту информацию, но и поделиться ей. Я прошу учеников, у которых сохранились архивы, пополнять данные сайтов для того, чтобы мы знали свою историю. Главное сейчас — воспитать в детях превосходство духовного над материальным. Патриоты нужны своей стране, и воспитывать их следует с самых ранних лет личным примером. Когда мы работаем в связке «учитель-родитель-ребенок» — тогда виден результат, — говорит Татьяна Буданова. — С 2022 года, сразу после декретного отпуска, я приступила к должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Теперь я не только детям помогаю побывать в федеральных детских центрах по результатам конкурсных и личностных достижений, но и сама смогла осуществить детскую мечту: теперь «Артек» в сердце навек! Также прошла обучение в центре знаний «Машук», куда, наверное, мечтает попасть каждый взрослый. Это отличные «места силы», площадки по обмену опытом, заряжающие на новые свершения в области воспитания и образования.
День учителя для Будановых – не только профессиональный праздник, но и семейный. Все они не только педагоги, но и наставники молодежи, передают свои знания, умения, практический опыт начинающим коллегам.
— У нас очень хороший коллектив. Традиционно директор нашего лицея Асия Файзулина организовывает выезд коллектива на отдых, — рассказывает Ирина Буданова. — И, конечно, у нас будет свой домашний праздник в кругу семьи. Недавно мы построили дом, и у нашей семьи появилось свое родовое гнездышко, а вместе с ним — несколько новых хобби. Сейчас мы занимаемся благоустройством дома, увлеклись дизайном интерьера, ландшафтным дизайном.
— В Год семьи желаю, чтобы все было хорошо в педагогических семьях, чтобы все смогли реализовать все поставленные цели, — говорит Татьяна.