Мир меняется очень быстро, нужно не просто успевать, а быть немного впереди, иначе наступит разрыв в понимании поколений педагогов и детей.

Современному педагогу необходимо обладать системным мышлением, уметь предвидеть, планировать, достигать поставленных целей, мыслить масштабно.

Учитель должен выигрывать конкуренцию за умы и души детей, использовать конкурентов (интернет, субкультуры и др.) для достижения целей образования. Путь здесь только один – постоянное  развитие.

Исследование компетенций

Первым шагом для обеспечения профессионального развития становится выявление профессиональных дефицитов педагогических работников. Учителя города в этом процессе с 2015 года. В исследовании компетенций с 2015 по 2019 годы принимали участие  учителя математики, биологии, физической культуры, истории, технологии. 

В октябре 2020 года 23 учителя начальных классов и 18 директоров школ приняли участие в апробации модели оценки компетенций работников общеобразовательных организаций. Учителя начальных классов демонстрировали предметную подготовку, знание различных вариантов оценивания, методики преподавания, в том числе системно-деятельностного подхода, владение формами и методами, понимание различий между ними, использование методик в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поиск методов и способов решения проблем в заданной педагогической ситуации (адекватность, обоснованность), умение оценивать работы учащихся, в том числе объяснять, как помочь школьнику, знания в области психологии. Исследование для руководителей по пяти основным направлениям, объединенным словом «управление»: кадрами, результатами, процессами, информацией, ресурсами.  

В сентябре 2021 года 47 учителей русского языка, литературы, истории, обществознания, химии, биологии, физики, математики прошли оценку предметных и методических компетенций.

В 2020 году процедуру оценки предметных и методических компетенций в целях создания системы комплексного сопровождения методистов и тьюторов муниципального уровня в рамках формирования Единой Федеральной системы научно-методического сопровождения успешно прошли 6, в мае 2021 года 12 учителей. Они рекомендованы к привлечению в качестве методистов в рамках формирования Единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников.   

Руководитель методического сообщества учителей музыки Елена Викторовна Князева.

Учить и учиться

Педагогические работники школ в современных условиях постоянно должны учиться новому, чтобы вместе со своими учениками достичь высоких целей, стоящих перед системой образования страны.

Центром методической работы учителей стали методические сообщества, созданные в 2015 году. Их руководители, признанные мастера своего дела, организуют встречи педагогов, помогают учителям знакомиться с новыми эффективными методиками обучения, создают условия для профессиональных дискуссий.

«От качества обучения к качеству образования: роль методического сообщества в достижении качества образования – показателя эффективной деятельности учителя»  — такой была общая тема методических встреч педагогов в августе 2021 года. Учителя обсудили эффективность современных образовательных стратегий, таких как  смысловое чтение, развитие эмоционального интеллекта,  компетентностное образование, деятельностное образование, проектная деятельность, формирующее оценивание.

Методическое сообщество учителей географии, руководитель Валентина Владимировна Измайлова, Заслуженный учитель школы РФ.

Функциональная грамотность

Одной из эффективных стратегий развития образования является формирование функциональной грамотности. Функциональная грамотность — это о том, что важны не только сами знания, но и умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задач для решения, а процессом, гармонично вшитым в общую учебную программу. Решение проблемных заданий на уроках развивает целеустремленность, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру. Для того чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен ими владеть на высоком уровне. Это направление стало главным на заседаниях методических сообществ учителей английского языка, музыки, географии, начальных классов, биологии. Проектная деятельность, повышение ее эффективности были предметом обсуждения на встрече учителей информатики и физики, технологии и физической культуры. 

Профессиональное общение вдохновляет, побуждает к поиску и самосовершенствованию, определяет ориентиры деятельности методических сообществ. В 2021-2022 учебном году будет место знакомству с эффективными технологиями, презентациями опыта учителей — победителей профессиональных конкурсов, мастер-классам и методическим семинарам, обсуждению педагогической литературы. Уинстон Черчилль утверждал: «Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто».

Методическое сообщество учителей иностранных языков, руководитель Раиса Дмитриевна Мушкетова.