В центре нашего города на здании, где находится сейчас Городской Дом детского творчества, располагается мемориальная доска.

В центре города на красивом здании, где находится сейчас Городской Дом детского творчества, располагается мемориальная доска Герою Советского Союза Юрию Косенко.

Быстротечное время все дальше и дальше отодвигает прошедшие годы. Но у нас в памяти не стираются воспоминания о подвигах тех, кто, не жалея жизни, защищал Родину от фашистской чумы в годы Великой Отечественной войны.

Навстречу мечте

В Шахтинском аэроклубе в конце 30-х годов всегда было много подростков. Завороженные рассказами о героях летчиках, таких, как легендарный Валерий Чкалов, мальчишки нашего города мечтали о полетах в небо. Среди них был и Юра Косенко. Навсегда ему запомнился его первый взлет на самолете с надписью на борту «ДОСААФ».

Восторженно он смотрел, как земля быстро уходила вниз. Стали видны крыши знакомых зданий. Вот его школа, родной дом, куда семья переехала, когда ему шел только второй год. Паренек улыбнулся, увидев пустырь, где он с двумя старшими братьями и другими ребятами частенько играл в футбол. Вот тогда Юрий и решил: «Буду летчиком!» 

В декабре сорокового года он с рекомендацией начальника аэроклуба, где говорилось о Косенко как об одном из лучших курсантов, поступил в Ейское авиационное училище морских летчиков. Как Юра радовался, что мечта его сбылась! Учился хорошо и думал совершенствовать полученные знания в полной мере, но пришлось это делать в совсем другой обстановке.

Боевое  крещение

Осенью  42-го года Косенко прибыл на службу в ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Худенький, физически еще не окрепший паренек с застенчивым взглядом, которому исполнилось лишь  19  лет. Таким запомнился он своим  сослуживцам по 73 пикировочно-бомбардировочному авиаполку. Юрий жадно впитывал знания и советы старших товарищей. Быстро освоил технику пилотирования и бомбометания на пикирующем бомбардировщике  Пе-2, конструктором которого был уроженец  Дона Владимир Петляков.

Так случилось, что приобретенный опыт молодому летчику пригодился уже в одном из его первых боевых вылетов. Группе наших самолетов предстояло уничтожить военно-морскую базу врага, откуда была постоянная угроза осажденному городу на Неве. Не долетая до цели, попали под зенитный огонь противника. Прямое попадание снаряда — и на самолете Косенко повредился левый мотор. Юрий и штурман Евгений Кабанов, быстро посмотрев друг на друга, решили: «Задание надо выполнить любой ценой».

 Летчик изо всех сил старался удержать машину на боевом курсе. Было это нелегко. В любую секунду можно было уйти в штопор и погибнуть.  Освободились от бомб. Удар получился точным. Внизу на причале бушевал огонь, тонул транспорт.  И тут появились четыре истребителя врага.

На подбитом самолете экипаж  Косенко  начал отстреливаться. Стрелок-радист Марухин не давал фашисту зайти в хвост самолета. Им даже удалось уничтожить один из немецких истребителей. Но тут вышел из строя и подбитый правый мотор. Что делать? Бросить самолет, который совсем недавно вручили комсомольскому экипажу Косенко? Положение было ужасным и безвыходным. И все-таки Юрий решил дотянуть до ближайшего острова. Понемногу снижаясь и с трудом сохраняя скорость, удерживал самолет, который вот-вот готов был сорваться в штопор. Посадка была не из легких. Но моряки, подоспевшие с острова, вовремя пришли им на помощь. За мужество и находчивость экипаж Косенко был удостоен правительственных наград.

После этого случая у нашего земляка было впереди немало работы. Защищая Ленинград, он и его товарищи бомбили батареи врага, топили его корабли, наносили удары по железнодорожным узлам и эшелонам немцев.

 

Летчики-снайперы

Продвижение нашей пехоты сдерживала огневая точка фашистов. Те превратили железобетонное здание восьмой ГЭС на берегу Невы в неприступную крепость. Как заткнуть глотку врагу? Для самолетов-штурмовиков попасть точно в небольшую цель – задача невыполнимая. Пикирующие бомбардировщики — вот единственно реальная сила в подобном случае. Косенко совместно с экипажами летчиков  Ф. Д. Болдырева и Г. В. Пасынкова сумели с одного захода попасть точно в здание ГЭС. Задание было выполнено как и приказ — не сбрасывать бомбы на лед реки. И наша пехота пошла в наступление. Это было 13 января 1943 года.

За мужество, отвагу и мастерство Ю.Х. Косенко наградили тогда орденом Красного Знамени. Впереди у него было еще немало боевых вылетов.  Так, блестяще выполненный удар по мосту через реку Нарва сыграл немаловажную роль в борьбе с врагом. К лету 43-го  года лейтенант Косенко уже командовал звеном самолетов.  Его экипаж одним из первых в стране за высокую меткость при бомбометании точечных целей стал называться снайперским.

27 января 1944 года  900-дневная блокада Ленинграда  была прорвана. Врага отбросили на 150-200 километров. Советские войска вышли к границе с Эстонией.  Предстояли тяжелые бои. За мужество, проявленное при снятии блокады города на Неве, полк, в котором служил наш земляк, был преобразован в 12-й Гвардейский авиаполк. Юрий Косенко (к тому времени он стал заместителем командира первой эскадрильи) к началу марта выполнил 76 боевых вылетов. Потопил лично и в группе до 10 плавсредств противника, разрушил два моста, две артбатареи врага, восемь дзотов и блиндажей, три танка, пять складов с боеприпасами, 12 автомашин, до 320 вражеских солдат и офицеров. Тогда же он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Наказ старого шахтера

Мужественно сражались летчики Гвардейского 12-го авиаполка, сбрасывая груз возмездия на головы врага. А в минуты передышки особенно радостно им было перечитывать письма, пришедшие из дома. В одном из них, на имя командира полка, были такие слова: «Дорогие товарищи. Спасибо за ваше письмо с фронта, где есть фотография нашего сына Юрия Косенко с двумя орденами Красного Знамени на груди. Мы, его родители, горды тем, что воспитали его достойным нашей горячо любимой Родины». Далее старый шахтер рассказывал о том, как после освобождения родного города люди самоотверженно восстанавливали разрушенное врагом. Он также сообщил, что два старших брата Юры работают инженерами на оборонных предприятиях страны, делая все, чтобы приблизить победу над Германией. В конце своего письма Косенко-старший призвал летчиков бить врага без промаха, чтобы ни одного не осталось на нашей земле.

Эти слова глубоко запали в души гвардейцам. Они старались как можно лучше выполнять наказ старого шахтера. 94 боевых вылета было к тому времени у Юрия Косенко, который со своими товарищами наносил удар за ударом по военно–морским базам врага Котка и Хамина на финском берегу. Через них шло основное снабжение войск неприятеля  на карельском перешейке. Ущерб фашистам тогда был ощутимым. Но были потери и у гвардейцев  12 авиаполка.   17 мая 1944 года при очередном налете на Хамину наши самолеты были  неожиданно  атакованы несколькими истребителями врага. После неравного боя  погибло четыре экипажа, в том числе и Юрия Косенко.

15 дней не дожил наш земляк до присвоения ему звания Героя Советского Союза. Но слава отважного сокола обрела вновь крылья – так говорили его товарищи, когда в небе летел самолет, на крыльях которого было написано: Юрий Косенко. Он словно вновь шел в бой.

Помним и чтим

В Санкт-Петербурге свято хранят воспоминания о всех защитниках Ленинграда. Помнят о тех, кто сражался на фронтах прошедшей войны и в нашем городе.

В Александровском парке на Аллее Героев установлены бюсты защитников Отечества, отдавших свои жизни ради спасения страны от немецко- фашистского ига. Есть тут и бюст Юрия Косенко.

Его имя присвоили Дому пионеров, на здании которого в 1965 году торжественно открыли  мемориальную  доску в честь Героя Советского Союза Юрия Косенко. Сейчас здесь, в городском Доме детского творчества, находится музей нашего земляка.

 Н. Кравцова