Продолжаем летопись спецпроекта «Шахты – город героев», рассказывающего о подвигах наших земляков на полях сражений в годы войны. Проект приурочен к предстоящему Дню города.
Андрей Кириллович Попов родился 30 сентября 1916 года в Астрахани в семье рабочего.
Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1930 году семья переехала в Сталинград, где Андрей работал сначала помощником кочегара на пристани, а затем слесарем на заводе.
Но мечтой 17-летнего Андрея было небо, и с 1933 года он стал учеником аэроклуба.
В 1938 году был призван в Красную Армию, а в 1940 году окончил Сталинградское военное авиационное училище летчиков.
Война застала Попова на сборах в военных лагерях, курсанты летной школы были направлены на фронт в действующую армию.
Попов воевал командиром экипажа в 14-м бомбардировочном авиационном полку 22-й авиационной дивизии дальнебомбардировочной авиации. Летал на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3, Ли-4.
В марте 1942 года дивизия была преобразована в авиацию дальнего действия (АДД), а полк Попова вошел в состав 62-й авиационной дивизии.
В августе 1942 года дивизия включилась в боевые действия на Сталинградском направлении. Сражения под Сталинградом отличались большим ожесточением и в воздухе, и на земле.
В то время, как военно-воздушные силы Красной Армии усилили борьбу за господство в воздухе, для АДД главными целями стали немецкие аэродромы, с которых гитлеровская авиация совершала налеты на волжские переправы и боевые порядки наших войск. Наносились 62-й авиадивизией удары и по скоплениям танков и автомашин противника, по оборонительным сооружениям нацистов на окраинах Сталинграда.
В марте 1943 года лучшим частям и соединениям АДД было присвоено наименование гвардейских, и 14-й авиаполк Андрея Попова стал 11-м гвардейским.
За годы войны лейтенант Попов прошел славный боевой путь. Принимал участие в боях за Сталинград, Брянск, Орел, Харьков, Полтаву, освобождал Крым.
Будучи командиром, он не раз спасал экипаж, приземляясь на горящей машине. Но однажды случилось почти непоправимое…
В одном из сражений за город Рославль его самолет окружили 4 «мессершмитта», все члены экипажа погибли, а самолет получил 5 пробоин. Оставшись один в машине, на бреющем полете, отважный командир сбросил бомбы на цель – это было скопление автомашин и танков.
Тут же он принял бой с вражескими истребителями, подбил один самолёт, а наши подоспевшие истребители «Як» уничтожили остальных.
За проявленное в боях мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года гвардии старшему лейтенанту Попову Андрею Кирилловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3378).
Всего за период Великой Отечественной войны наш ас совершил 285 боевых вылетов в тыл врага, из которых – 228 ночных. Его самолет вылетал на бомбардировку железнодорожных станций, аэродромов, скоплений войск противника, выполнял задания в сложных метеорологических условиях.
На военные объекты и живую силу фашистов были сброшены сотни тонн смертоносного груза, а в воздушных боях его экипаж сбил 9 самолетов врага.
После войны Андрей Попов продолжил службу в ВВС. В 1952 году он окончил Высшую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации. После демобилизации в звании подполковника в 1958 году переехал в Шахты, где жил и работал до 1970 года.
После вернулся в Волгоград, где 6 сентября 1976 года трагически погиб в автомобильной катастрофе.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями.
Бюст героя установлен у школы №1 города Урюпинска Волгоградской области.