Великий пост — самый долгий, но, вопреки стереотипам, не самый строгий. Успенский, например, куда требовательнее. Устав у него такой же, но праздников — когда полагается послабление в еде — гораздо меньше.
Обычно употребляют вареную пищу без масла. В среду и пятницу положено сухоядение — растительные продукты, не обработанные термически. Многие считают, что ни в коем случае нельзя пить вино. Однако это не так: оно не относится к «праздничным яствам» и разрешено по субботам, воскресеньям, а также — на престольные праздники.
Но важно помнить: предаваться пьянству не следует. Главное — чувство меры.
«Не количество, а качество» — один из важнейших принципов говения. По словам священников, верующие нередко впадают в крайности. Одни, узнав о послаблениях, устраивают «праздник живота». Другие добровольно загоняют себя в аскетические рамки. Есть заблуждение, будто бы в пост нужно непременно носить темную одежду и ни с кем не общаться.
В таких ситуациях священнослужители вспоминают слова Христа: «Когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся».
То же относится и к еде. Есть расхожее предубеждение: если съешь что-нибудь скоромное, то совершишь большой грех.
Святейший патриарх Кирилл еще в 2013-м сказал: «Надлежит руководствоваться в этой теме разнообразной и очень осторожной многовековой практикой Русской православной церкви». А практика такая: предписания в еде — для тех, кто не имеет особых требований по здоровью, — напоминает церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
Согласно церковным канонам, на больных людей, кормящих и беременных женщин правила поста не распространяются. Как и на младенцев. А вот подросших детей — приблизительно с семи лет — можно постепенно приучать к взрослому режиму питания.
Путешествующие тоже не обязаны держать пост: если человек в поездке и у него нет выбора в пище, он ест что дают. Это, к слову, относится и к военнослужащим.
Призывают в Церкви задуматься и о новых разновидностях воздержания, которые людям предыдущих эпох были попросту незнакомы.
Сегодня, когда мы с вами находимся большей частью в цифровом пространстве, складывается впечатление, что настоящая жизнь там, за экраном. Так вот одна из задач поста — вернуть нас в реальность, — говорит доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Он подчеркивает, что гастрономические рамки — лишь внешний контур поста. Гораздо сложнее ограничить себя в чем-то более «вкусном» и привлекательном. Например, в сидении в социальных сетях.
Богослов признается, что лично для него куда важнее контента в Сети — общение с людьми.
Период говения должен стать неким «притормаживанием» во всех смыслах — меньше суетиться, меньше внимания уделять еде, меньше думать о том, как развлечься или отдохнуть. Это, по словам протоиерея, открывает окно возможностей для «встречи с самим собой».
Источник: РИА Новости