Этот учебный год в жизни Л.Н. Токаревой — время круглых дат. Ей исполнилось 80 лет. А 1 сентября стало для нее тридцатым началом учебного года в школе №38. При том, что ее педагогический стаж вот-вот достигнет 60 лет.

— Что повлияло на выбор профессии?

— С самого детства я своим одноклассникам и друзьям помогала в учебе. Сама очень хорошо училась и им объясняла, как решить задачку или трудный пример, потому что, когда рассказываешь материал, он лучше усваивается и запоминается другими. Наверное, умение говорить и делать так, чтобы тебя понимали, и позволило мне стать учителем. Теперь с высоты пройденных лет понимаю, что правильно выбрала свой путь. За все время я никогда в этом не усомнилась.

— Какие у Вас были любимые предметы во время учебы в школе?

— Он был и есть, это математика. Я увлекалась ею. Даже хотела стать учителем математики, но как-то не получилось.

— Где получили профессиональное образование?

— Я училась в Чечено-Ингушском педагогическом институте в городе Грозном на только что открывшемся тогда, в 1959 году, факультете высшего образования начальной школы. Мы смеялись, что нам преподавали русский язык, как на филологическом факультете, и математику, как на математическом. Учили всем наукам, поэтому после окончания мы вышли широко образованными людьми. В 1963 году я поехала работать в школу в село Надтеречное, позже переехала в Грозный.

— Как оказались в Шахтах?

— Мы переехали в 1993 году, и я сразу поступила на работу в школу №38, мы жили неподалеку. И попала в класс коррекционно-развивающего обучения, который только что открылся. В моей жизни все время что-то начиналось в первый раз. Я выпустила три класса. Всего же за эти годы у меня было около 20 выпусков учеников. Мой сегодняшний 4 «Б» будет последним.

Людмила Токарева 30 лет работает учителем начальных классов в школе №38, ее общий педагогический стаж – 60 лет.

— Что Вам нравится в профессии?

— Когда коллеги в школе меня поздравляли с 80-летием, я как раз ответила на этот вопрос. У Павла Бажова есть сказка «Живинка в деле», в которой главный герой искал свою профессию. Он прошел все горные ремесла, которые были в его деревне. Как только он достигал уровня мастера, уходил и выбирал другую профессию. И вот все уже обошел. Идет как-то по лесу и видит, как уголь жгут. Понимая, что этому еще не обучался, пошел к лучшему мастеру. Тот взял его, но с одним условием: герой не уйдет, пока не освоит профессию. И он всегда искал живинку в деле, как сделать так, чтобы уголь и не пережечь, и не недожечь. Вот и я еще не наработалась в школе, все время хочется чего-то нового. Я бесконечно ищу эту живинку в деле. Поэтому и уходить совсем не хочется, но  возраст.

— С какими трудностями приходится сталкиваться в работе?

— Они, конечно, разные. Это зависит от набора детей. Самое главное – найти способ помочь ребенку овладеть науками. Это самая большая трудность. Привлечь к процессу, вызвать мотивацию, чтобы ученик понимал, что учится не по желанию родителей, а сам этого хочет. Найти, как помочь ребенку именно от души получать знания – самая большая трудность у всех учителей. Вот это и ищешь у всех.

— Вы гордитесь Вашими учениками?

— Да! Особенно ребятами моего любимого класса, который в этом году выпустился из школы. Они были аккуратные, азартные, авангардные, как я их называла! Им всего хотелось. Где бы они ни соревновались, куда бы ни выезжали, на всех конкурсах и праздниках все ими любовались. А на Новый год однажды мы устроили настоящее цирковое представление. Жонглеры, акробаты, фокусники удивляли зрителей своим мастерством. Перейдя в среднюю школу, они часто ко мне забегали. Сейчас 8 класс уже с утра у меня: обнимут, расскажут что-нибудь, просто зайдут поздороваться.

— Какими чертами характера должен обладать учитель?

— Для меня это прежде всего – спокойствие. Если ты нервничаешь – дети неспокойны. Учитель должен быть уравновешенным и чувствующим своих учеников, умеющим уловить настроение в классе. Если ты этого не видишь, то очень трудно работать учителем.

— Как со временем изменилась система образования?

— Сейчас очень много бумажной работы. Раньше учителю больше доверяли. А сейчас, например, я провела беседу, дети должны обязательно расписаться. Да и сами ученики изменились в связи с тем, что они уже с детства владеют техникой: телефонами, планшетами и т.д. Дети стали менее внимательными, потому что они привыкли к тому, что с гаджетами не надо ни о чем думать, а просто нажимать на кнопки. Поэтому учителю стало труднее привлекать внимание, требовать выполнения заданий. А в основном, дети остаются детьми. Можно привлечь их внимание, рассказать, доказать, научить слышать учителя, развивать свою речь, мышление, а телефон превратить в помощника. Ведь сейчас школьники делают очень много презентаций и проектов. В этом плане они стали более образованными.

— А меняются ли учебники?

— Они раньше были более примитивными, а правила — простыми. Например, раньше мы учили: «Если безударная вызвала сомнение, то ее немедленно ставь под ударение!» Стихи всегда запоминаются легче. И все знали это правило. А теперь мы говорим полностью правило: «Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта безударная гласная стала ударной». Сейчас все учебники построены более научно. Эти правила и выводы иногда дети не запоминают, приходится несколько раз разъяснять.

— Чему Вы учитесь у учеников?

— Работать, не уставая. Ведь у детей столько энергии!