Новым директором театра назначен Игорь Тавровский – педагог, музыкант, оперный певец. В интервью «Шахтинским известиям» он рассказал о реформах, новшествах и преобразованиях, которые ожидают шахтинский храм искусства.

Игорь Тавровский говорит о театре так: «Зритель, приходя в театр, должен быть очарован, второго шанса его очаровать у нас не будет». Сам Игорь Андреевич умеет это делать – очаровывать.

Когда говоришь о новом руководителе Шахтинского драматического театра, хочется использовать только превосходные степени, потому что с первых секунд беседы он захватывает, производит неизгладимое приятное впечатление, погружает тебя в водоворот своего глубокого, прекрасного, энергичного, волшебного внутреннего мира. Чувствуется в этом руководителе стержень, увлеченность, открытость, профессионализм, способность зажечь и вдохновить других на подвиги, и все это – только личным примером. Про таких людей говорят, что они могут повести за собой полки, пользуясь своей харизмой и увлеченностью делом, которым руководят.

Игорь Андреевич Тавровский окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С.В. Рахманинова. Кстати, обучался у знаменитого шахтинца, заслуженного артиста РФ, солиста Амстердамского королевского театра Валерия Костина. Является победителем международного конкурса Галины Вишневской в Москве. Стажировался в Центре оперного пения Галины Вишневской, в Интернациональном вокально-художественном Институте в Израиле, в Нью-Йоркском оперном театре «Метрополитен Опера». Преподавал в Ростовской государственной консерватории, является одним из создателей факультета креативных индустрий ДГТУ под руководством Аниты Цой.

Тавровский И.А. замыслил грандиозные перемены для Шахтинского театра – от приглашения именитых режиссеров до создания попечительского совета театра.

Игорь Андреевич, Вас можно назвать и оперным певцом, и педагогом, и руководителем. Кого в Вашем лице обрел Шахтинский драматический театр?

– Вдохновляющего, знающего свое ремесло организатора, одного из тех, кого нам там всегда не хватает, в данном случае – это я.

Уже успели познакомиться с труппой? С главными режиссерами театра? Какое первое впечатление у Вас сложилось при общении с коллективом?

– С театром я только знакомлюсь. Я работаю шестую неделю в качестве руководителя театра, но лично знаю уже всех. Были и конфликтные ситуации, но главное – быть доброжелательным, искать конструктив и не создавать эти самые конфликты, потому что у нашего театра большие хорошие перемены в будущем.

Как сотрудники театра приняли смену руководства – с надеждами, видением перспектив или с настороженностью?

– Театр – это организм, имеющий инерцию, и все стадии принятия нового руководителя еще впереди. Я могу сказать, что мне очень повезло с администрацией театра, особенно хотелось бы отметить сотрудников бухгалтерии и заместителя директора театра по зрителю Галину Германовну Виноградову. Она является опытнейшим специалистом. Со всем корпусом администрации мне повезло однозначно. И со всеми, конечно, начальниками цехов и ответственными за свои поля деятельности людьми – заведующей литературно-драматической частью театра Татьяной Цуркан, заведующей труппой Верой Мельничук и, конечно,  руководящей детской студией “Ковчег” Натальей Масловой. Руководители и администрация отлично  понимают, как нужно друг с другом конструктивно и доброжелательно ладить. Будем считать, что с ними, мне повезло точно. С актерами только предстоит познакомиться. Я знаю, как ведут себя актеры. Шахтинский драматический театр – уже второй драматический театр, с которым я имею дело. До этого у меня был опыт служения  в великолепном, выдающемся Донском театре драмы и комедии имени Веры Федоровны Комиссаржевской в Новочеркасске (Игорь Андреевич заведовал музыкальной частью старейшего в Ростовской области Казачьего драматического театра – прим. ред.).

Вы однажды сказали: «Задача театра – создавать высокое искусство для повышения культуры шахтинцев». Какими методами Вы будете пользоваться, чтобы решать эту задачу?

– Когда я эту фразу произнес, не думал, что это вызовет такой негатив. Я воспринимаю это как негатив, потому что мне высказали – что, разве шахтинцы некультурные люди? Да, конечно, культурные. Но ведь достижение культуры — это бесконечный процесс, особенно для перфекционистов. Хочется нести совершенство и помогать впитывать культуру в разных областях и ретранслировать ее своим родственникам и соседям. Поэтому здесь задача такая – конечно, приглашать новых режиссеров, лучших из тех, кого мы сможем себе позволить на первых порах. Безусловно, они будут привлекаться со стороны. Режиссеры как легионеры, они будут действовать не в одиночку, а вместе с теми же мастерами хореографии или художниками по свету, которые привлекаются и создают шедевральные театральные полотна.

Как вспомогательная разновидность, мы пользуемся подобными приемами, но дело не в этом. Нам нужно, чтобы зритель, который пришел первый раз в театр, был очарован, а не разочарован. У нас нет второго шанса очаровать его заново. Хорошо, если зритель нам даст этот шанс. Но главное – очаровать профессиональной работой. Очень хочется, чтобы повезло с режиссерами. Режиссеры, с которыми я уже провел диалоги о сотрудничестве в 2026 и 2027 году, – это выдающиеся режиссеры. Могу назвать их фамилии. Это Леонид Александрович Алимов, Петр Гарриевич Орлов, Роман Игоревич Охлопков. Это прекрасный режиссер, директор театра «Бадабум» Петр Маратович Костряков и, надеюсь, мой друг Михаил Юрьевич Косилкин, режиссер оперного факультета Ростовской консерватории.

У Вас консерваторское образование, означает ли это, что в Шахтинском театре теперь будет больше музыкальных постановок?

– С музыкальными спектаклями в дальнейшем я хочу, чтобы мы поладили, но не так, как могут подумать. Мол, пришел музыкант, и сейчас мы тут начнем подменять жанры и делать крен в сторону музыкального искусства. Всего должно быть в меру. Мы, конечно, должны это попробовать, и если публика отзовется, мы сразу это поймем. Поэтому имена режиссеров выдающиеся. У нас большие задумки по поводу трансформации театра в будущем. Основная задача, без чего театр вообще никак не сможет обойтись в ближайшее время, – это большое пополнение актерского состава молодежью. И здесь я не буду раскрывать свои карты, но ближе к концу этого театрального сезона, возможно, у нас появится ещё громкий, приятный повод погордиться нашим шахтинским театром.

Знакомы ли вы с шахтинской публикой, считаете её благодарной, искушённой или наоборот?

– Публика должна быть прежде всего зрелая, она должна приходить в театр со своими ожиданиями и с пониманием, что им необходима театральная энергия. На мой взгляд, театр может дать гораздо больше, того что у него есть сейчас. И мне есть с чем сравнивать. Я вижу большой потенциал, и с этим всем нужно работать. Поэтому нам нужен главный режиссер, нам нужны разные режиссеры в течение года-двух для того, чтобы все актеры, как материал, благодарно и благодатно заработали на публику. Чтобы это была не просто какая-то гордая самооценка, а очень даже подкрепленная зрителями.

Поможет ли Вам в этом опыт работы за рубежом? Какие новшества или стратегии Вы хотели бы применить в управлении Шахтинским театром?

– Я бы не столько здесь останавливался на публике. Публика везде в целом одинаковая, но дело в количестве этой публики. Мы в любом случае можем найти в Шахтах публику на какой-либо спектакль. Но на двадцать спектаклей подряд публика может не найтись, нужна смена декораций. Я здесь больше хотел бы остановиться на том, что ощущение актера, артиста за рубежом намного выше. Самооценка актера, артиста за рубежом намного выше, чем здесь. Безусловно, это связано с финансовой составляющей. Элементарно, там артисту хорошо платят. В России, за частую, мы все сталкиваемся с неоцененностью. Это обидно и противно. Бороться с этим можно, только повышая свой собственный уровень, несмотря ни на что, вопреки всему. Моя задача как директора – давать хороших режиссеров, чтобы актер рос, чтобы публика приходила, очаровывалась, и так по кругу, по кругу.

Игорь Андреевич, Вы сказали, что Вы – хороший организатор, но кем себя считаете больше – хозяйственником или творческим человеком?

 

– Одно другому не противоречит. Хозяйственником здесь приходится быть. Я много что умею делать, в том числе и своими руками. Мне понятны разные процессы – от строительных до технических. И при решении той или иной задачи я понимаю, как это сделать, сколько понадобится стадий, сколько это стоит. Благо, что у меня здесь достаточно помощников, которые могут это сделать практически. Хотя, наверное, 90% того, что здесь нужно сделать, я бы сделал своими руками, если бы некому было бы за это взяться. Творчество. Здесь в корне стоит «Творец», то есть человек, который хочет, может и воплощает. Поэтому если мы говорим о представлении творческого человека как капризного, богемного, – это вообще не про меня. По большей части я сейчас сталкиваюсь по работе, наверное, не с хозяйственной и не с творческой стороной, а больше даже с продюсерской, потому что приходится привлекать очень много финансов извне. Не из муниципалитета, не из Министерства культуры, а принимать добро от меценатов, добрых людей, которые хотят жить в культурной окружающей среде. Таких людей много как в городе Шахты, так и в Ростове-на-Дону. Конечно, здесь больше работают личные контакты. Думаю, немного у нас в стране учреждений, которые возглавляют люди от искусства. В принципе и в данном случае мне помогают практически потому, что я именно и есть человек от искусства.

Можете назвать каких-нибудь меценатов, которые готовы помочь Шахтинскому драматическому театру?

– У нас уже имеются некоторые достижения даже за те недолгие шесть недель. Например, моя очень хорошая приятельница, моя ученица Галина Филипповна Шевчук, которая помогла нам с новыми диванами в фойе. И скоро мы похвастаемся ими, поблагодарим, отснимем, во всех соцсетях это будет отражено. Нам также помогает местная предпринимательница, председатель местного Шахтинского отделения организации «Опора России», председатель комиссии по экономическому развитию, бюджету и поддержке предпринимательства Общественной палаты города Шахты Ирина Сафронова.

Именно она подарила нам новогоднее настроение – украшение фасада, колоннаду театра световыми элементами. Очень приятно такое отношение к театру. Также нам помогли украсить фасад и провести высотные работы энергетики города Шахты. Хотелось бы поблагодарить руководство компании «Западные электросети» в лице руководителя Ивана Михайловича Токарева за добрую инициативу – помочь театру в организации работ по нарядному украшению фасада театра. Уверен, что прозвучит еще немало фамилий. В ближайшие полгода я буду ударными темпами воплощать свое стремление набрать попечительский совет Шахтинского драматического театра.

Какие еще реформы ждут Шахтинский драматический театр после смены руководства?

— Это не те одиозные реформы, которые все не любят и которых боятся. Они хорошие. На данный момент реализуются заделы предыдущего руководства театра, они будут воплощены до конца 96-го театрального сезона, кое-что новое пойдет уже от меня. В феврале над новыми постановками в театре будет работать режиссер Игорь Лебедев с комедийной пьесой. Также у нас будет собственная постановка режиссера Алексея Хомякова. Возможно, до конца сезона будут сделаны постановки молодыми талантливыми режиссёрами Романом Охлопковым и Петром Костряковым. Мы это сейчас обсуждаем. Все же крупные работы таких мастеров, как Леонид Алимов и Петр Орлов, запланированы на 2026-2027 год. Это очень востребованные режиссеры, и мы стоим в очереди на сотрудничество с ними.

Вы будете руководить творческими процессами или же это задача режиссёров и артистов? Если да, то как глубоко станете интегрировать свои знания, навыки и опыт в творческий процесс театра?

В новом сезоне, надеюсь, в январе или феврале, я стану также художественным руководителем театра, и тогда вся репертуарная политика будет переработана, кое-какие коррективы будут внесены мною также в расписание театра. Я считаю, что оно нестабильное, а актерам и всем цехам важно понимать, что будет на следующей неделе – завтра и послезавтра. Внезапность выбивает из колеи, мешает и расстраивает.

Какой тип управления Вы будете использовать: демократический или авторитарный?

Мой стиль руководства подразумевает делегирование полномочий мастерам своего дела. Назвать себя авторитарным я не могу, но им становишься поневоле. Например, когда видишь, что люди не срабатываются, когда начинаются конфликты. Если не быть авторитарным в данных обстоятельствах, любой организм, включая театр, перестанет работать. Надолго перестанет работать. Это вынужденная мера, но, слава Богу, я пока к ней не прибегал и не хочу. А метод работы – макаренковский. Нужно показывать все собственным положительным примером. Это увлекает. Если этот пример заметный и не одноразовый, люди идут за тобой.

Что Вас вдохновляет в творческой жизни и профессиональной деятельности?

Меня вдохновляет по жизни, конечно, музыка. Многие считают меня напористым и несгибаемым. Я настолько соткан из музыки, во мне такой экстракт красоты творчества композиторов и музыкантов, что стоит только переключиться внутри себя на какую-то волну, и ты уже понимаешь, что за тобой стоит музыка, которой четыреста-пятьсот-шестьсот лет, да и мелодии золотого советского века. Когда ты заряжен такой энергией, никаким отрицательным обстоятельствам победить тебя невозможно. Разве что на время приостановить. Что меня вдохновляет? Музыка. Кто меня вдохновляет? Уже много лет, помимо моих родителей, дай Бог им здоровья, меня вдохновляет мой концертмейстер. Прекрасная Елена Викторовна Николаева. Шахтинка. Многие шахтинцы хорошо ее знают, часто передают ей приветы, и помнят её добром. Елена Викторовна – моя приятельница, подруга, с которой мы сотрудничаем по музыкальному направлению лет 11–12. Совсем недавно у нас реализовался творческий тандем. Называется наш дуэт «CantoBene». Мы активно концертируем по региону – Ростов, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, а так же в Краснодаре. В ближайших планах подмосковная Истра и Ессентуки. Уже год, как мы вышли в соцсети, достаточно успешно. Музыка вкупе с таким прекрасным музыкантом, пианистом, композитором, выдающимся человеком, феноменальным руководителем вдохновляют меня. Я многому учусь у Елены Викторовны – настойчивости, умению вникать во все детали тех направлений, которыми предстоит руководить. За время репетиций и нашего знакомства я насмотрелся, как она руководит школой имени Петра Ильича Чайковского в Новочеркасске, до этого она много лет руководила Детской музыкальной школой имени Сергея Васильевича Рахманинова в Шахтах. Для меня это один сплошной положительный опыт.

Расскажите, пожалуйста, о себе, чем Вы занимаетесь помимо музыки и руководства театром?

Снимаюсь в кино.

Очень интересно. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как Вы попали в кинематограф?

Совсем недавно, два с половиной месяца назад, я дал интервью ростовско-санкт-петербургскому режиссеру Михаилу Кощину. Мы с ним познакомились, когда оба преподавали в ДГТУ и в школе пения в Ростове-на-Дону, а также вместе судили в жюри разные конкурсы и фестивали. Сдружились на профессиональной почве. После интервью Михаил пригласил меня сняться в фильме. Это ВГИКовская съемочная группа. Тема фильма – новогодняя. Это комедия, короткий метр. Рабочее название картины «Дед Мороз без интернета». Некоторые сцены снимали в «Лога парке», а какие-то в павильоне ВГИКа. Играю я там Дедушку Мороза. Это мой первый опыт в киносъемках, и я очень надеюсь, что не последний. На самом деле у нас за время съемки образовались большие совместные планы, в которых фигурирует и Шахтинский драматический театр.

Помогает ли руководство города решать вопросы, связанные с театром?

Недавно встречался с главой города Людмилой Владимировной Овчиевой. Она воодушевляет и вселяет надежду, что общая культура Шахт и театр поднимутся в скором будущем. И сама Людмила Владимировна является громадным генератором, вдохновляющим десятки людей, работающих под ее началом, в том числе и меня. Этот человек уникален, и я верю, что ее и наши благие намерения будут результативными.

Как Вам удается сохранять энергию на таком мощном уровне?

Многие сейчас увлекаются психологией, оперируют такими понятиями, как «энергополя», «поток», «быть в потоке». Я вижу это по-другому. Я этот поток создаю, завихряю, затягиваю в этот поток нужных, добрых, отзывчивых людей, и мы делаем одно большое доброе дело.

 

Фото Сюзанна Петросянц и из личного архива Тавровского И.А.