В рапорте Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на основании ходатайства митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия предложен к рассмотрению вопрос о канонизации в лике местночтимых святых протоиерея Иоанна Домовского. В результате Священный Синод постановил:
1. Причислить к лику святых в чине праведных для местного почитания в Донской митрополии протоиерея Иоанна Домовского.
2. Память праведного Иоанна, пресвитера Ростовского, совершать 24 февраля / 9 марта в день его кончины и 27 августа / 9 сентября в день перезахоронения его останков в 2020 году.
3. Честные останки праведного Иоанна, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
5. Преосвященному митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию в сослужении архиереев Донской митрополии и желающих присоединиться к торжествам архипастырей совершить чин прославления праведного Иоанна.
Процесс рассмотрения ходатайства Донского священноначалия занял несколько лет и увенчался торжеством обретения новоявленного донского святого, которого уже многолетно в нашем регионе почитают.

Работая над исследованием истории Донского и Екатеринославского отделов Императорского Православного Палестинского Общества, по выигранному гранту Российского фонда фундаментальных исследований, автор этих строк впервые обнаружил, что чтимый на Дону и в Приазовье священник был членом ИППО и проводил в Нахичевани и в Ростове-на-Дону просветительскую работу, посвящённую Святой Земле и деятельности в ней Палестинского Общества. До 1919 года города Нахичевань-на-Дону, Ростов-на-Дону и Таганрог входили в состав Екатеринославской епархии, будучи в составе Области войска Донского с конца 1880-х годов. Поэтому отец Иоанн, будучи тогда священником Екатеринославской епархии, вступил в ИППО по Екатеринославскому отделу. К моменту блаженной кончины отца Иоанна Нахичевань стала районом Ростова-на-Дону, а храмы Приазовья вошли в состав Ростовской епархии русской Церкви. Более подробная информация об этом содержится в монографии: Шарков И.Г., Томилина Л.Б. Донской и Екатеринославский отделы Императорского Православного Палестинского Общества в конце XIX – начале XX веков: социокультурная и просветительская деятельность на Юге Российской империи. Монография. Издательство ООО «Полиграфический комплекс ЭСМА-ПРИНТ», р. п. Каменоломни, 2022 г. 284 с., ил.

Иоанн Алексеевич Домовский, митрофорный протоиерей, настоятель храма св. благоверного князя Александра Невского г. Нахичевани-на-Дону, член-сотрудник Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с ежегодным взносом по Екатеринославскому отделу с 1897 г., чтимый на Дону и в Приазовье пастырь-старец. Будущий протоиерей родился 30 марта 1844 г. (по другим данным, в 1846 г.) в селе Покровском Екатеринославской губернии в семье диакона. Закончил в 1865 г. Екатеринославскую духовную семинарию. Был 30 августа 1866 г рукоположен во иерея и назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда. Затем был переведён в кафедральный собор Екатеринослава. В 1875 г. являлся членом Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище, в 1875–1889 годах состоял членом цензурного отделения. «Назначен Протоиерей Иоанн Домовский по 3-му округу Славяносербского уезда помощником благочинного священник Николаевской церкви с. Васильевки Иоанн Домовский». С 1882 года служил законоучителем в Городском трехклассном училище, состоял членом Попечительства о бедных духовного звания и комитета Православного миссионерского общества. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882–1898 гг. упоминаются многочисленные факты его благотворительной деятельности. С 1883 г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886 г. был назначен ключарём кафедрального собора, проводил «внебогослужебные собеседования» с прихожанами. Такие собеседования в конце 1890-х годов послужили методической основой для Палестинских чтений (чтений о Святой Земле). В 1889 году – благочинный церквей 2-го округа Бахмутского уезда, служил и проживал в с. Сергеевке. Законоучительствовал в Епархиальном женском училище, в Екатеринославском городском 3-х классном училище. Затем проживал в городе Мариуполе. В 1893 году был награждён орденом Св. Анны 3 степени.


Согласно прошению, 15 сентября 1896 года, был временно перемещён к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону (позже вошёл в г. Ростов-на-Дону и стал городским районом). В декабре 1896 года был назначен настоятелем новопостроенной на средства купца Первой гильдии Гавриила Ильича Шушпанова Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону (купец Г.И. Шушпанов и его супруга Сусанна Васильевна имели в г. Александровске-Грушевском рудник, в аудитории которого в начале XX в. проводились народные Палестинские чтения).

Отец Иоанн, будучи на Дону, вступил в Императорское Православное Палестинское Общество по Екатеринославскому отделу в 1897 году, неоднократно жертвовал разные суммы в пользу ИППО. 13 июня 1899 года был возведён в сан протоиерея. В народе пользовался авторитетом и любовью, за смирение и прозорливость почитался праведником. Согласно народному преданию, высокую духовную оценку отцу Иоанну Домовскому дал святой праведный Иоанн Кронштадтский во время своего пребывания в Ростове-на-Дону.

В семье было четыре дочери, казённого жалования не получал. Овдовел до 1908 года. Был в 1910 году удостоен ордена Св. Анны 2 степени, к 6 мая 1914 года был награждён орденом Св. Владимира 4 степени. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова, служил на Ростовской кафедре в 1951–1955 гг. ), изложенным в «Записках архиерея», «в 1916 г. о. Иоанн ушёл на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней он проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском совете и помощи. Отец Иоанн оставался после 1916 года почётным настоятелем Александро-Невского храма Нахичевани-на-Дону. До 1918 года служил законоучителем в Начихеванской женской гимназии. Являлся духовным отцом будущего священномученика Захарии (Лобова), епископа Нижне-Чирского, затем Аксайского, викария Донской епархии, затем, архиепископа Воронежского, (священником служил в храмах Донской епархии, 10 лет – с 1890 по 1900 гг., прослужил законоучителем в Александровске-Грушевском). Протоиерей Иоанн, как и его духовный сын епископ Захария активно противостоял обновленчеству на Дону в 1922–1924 гг. Скончался 9 марта 1930 года, был первоначально погребён при бывшем Софийском храме. После его закрытия и ликвидации кладбища в конце 1930-х годов, прах был перенесён на Пролетарское (Армянское) кладбище. Отец Иоанн предсказывал, что прах его будет погребён два раза, – что и исполнилось. 9 сентября 2021 года, во исполнение воли почившего и просьбы родственников, честные останки протоиерея Иоанна Домовского были возвращены на прежнее место, в церковную ограду и отныне покоятся при Александринском храме города Ростова-на-Дону (несохранившийся Софийский храм был приписным к Александрийскому).

Автор этих строк в начале 2000-х годов, будучи студентом Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, центр дистанционного обучения которого тогда находился рядом со старым Армянским кладбищем в Ростове-на-Дону, во время посещений ЦДО всегда старался посетить могилу старца-священника Иоанна Домовского. Вместе с сокурсниками (многие из которых были в священном сане), мы совершали литии на его почитаемой могиле. Многие тогда по молитвам к подвижнику благочестия получали просимое.
Вместе со всеми православными Дона, Донбасса и всего Юга России ожидаем совершения в г. Ростове-на-Дону чина канонизации святого праведного протоиерея Иоанна Домовского. Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!
Источники:
1. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич), митрополит. Записки епископа / Митрополит Вениамин (Федченков). – 1. изд. – СПб. : Воскресенiе, 2002. – 479 с., [9] л. ил., портр.
2. Екатеринославские епархиальные ведомости, №4, 1875, Офиц. отд., С. 84.
3. Екатеринославские епархиальные ведомости, №3, 1898, Офиц. отд., С. 43.
4. Кутырева Анна. Ростов / Из воспоминаний духовных чад батюшки о. Иоанна Домовского
5. Памятная книжка и адрес-календарь Екатеринославской губернии на 1889 г. / 140 сост. Н.С. Быстрицкий, секретарь Екатеринославского губернского статистического Комитета. Екатеринослав, Типография губернского правления. 1889. С. 415-416.
6. Справочная книга Екатеринославской епархии [за 1908 г.] / Изд. Екатериносл. дух. консистории. Екатеринослав, 1908. 1103 с. – С. 877-878.
7. Справочная книга Екатеринославской епархии за 1913 г. Екатеринослав, Типогр. С. И. Барановского, 1914.– 488 с. 8. Страница сайта Вознесенского храма г. Батайска (по материалам сайта «Донской временник»)
Илья Шарков, древлехранитель Шахтинской епархии, старший преподаватель каф. «Православная культура и теология» ИСОиП (ф) ДГТУ в г. Шахты, член Совета Ростовского отделения ИППО