Рожден быть великим поэтом. В июне 2019 года со дня рождения великого русского поэта исполнилось 220 лет.
К этой дате добрый друг нашей редакции, бессменный консультант и непредвзятый член жюри редакционных конкурсов, участница нашего проекта «ИнстаБабушка», активно осваивающая Интернет Н.И. Белоусова создала подборку исторических фотоснимков с интересными фактами, к которым добавила хештег #юбилейпоэта.
— Работе о русском поэте А.С. Пушкине мною посвящен не один год. Я бережно храню в своем архиве все снимки и записи о нем. Каждое слово в этой статье, каждое имя и фамилия тщательно мною выверены. Как-то при разборе своих «киношных» архивов я обнаружила интересный и загадочный конверт без каких-либо подписей. В нем — фотография с портрета А. С. Пушкина, небольшое пояснение об авторе портрета, напечатанное на машинке. Откуда послание, от кого, как ко мне попало — так и осталось загадкой. Портрет на фотографии мне очень понравился, а судьба художника Марка Чаусовского взволновала своей трагичностью.
А.С. Пушкин — один из немногих поэтов, к личности которого художники обращались очень часто. В живописи поэт представлен в разных формах и жанрах: гравюры, масло, литография. Цель проекта #юбилейпоэта — показать портреты художников, рисовавших Пушкина только с натуры. Сам поэт не любил позировать, ссылаясь на «безобразие» своего лица. Поэтому сделанных с натуры портретов существует немного, но они позволяют судить о внешности и внутреннем состоянии Пушкина, особенностях его характера, о том, каким видели его профессиональные художники.
В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда отражали его внутреннюю одухотворенность. Мнение о внешности поэта дополняют его современники.
В 1899 году в России широко отмечалось 100-летие со дня рождения поэта. В Москве и Санкт-Петербурге прошли выставки, на которых выставлялись известные на тот момент прижизненные изображения Пушкина, находившиеся как в музеях, так и в частных коллекциях.
Портреты Пушкина имеют большую историко-культурную и художественную ценность. Они позволяют судить о его внешнем и внутреннем облике, особенностях его характера и личности, о том, каким видели своего гениального современника профессиональные художники.
Мы постарались показать портреты А. С. Пушкина тех художников, которые рисовали его с натуры.
Болдинская осень
Двухлетняя Михайловская ссылка А. С. Пушкина закончилась в сентябре 1826 года. Поэт начал задумываться о женитьбе. На балу в Москве 16-летняя красавица «в белом воздушном платье с золотым обручем на голове» запала в душу поэту. Пушкин сделал предложение Наталье Гончаровой. Однако женитьбе мешали денежные трудности. Поездка в Болдино решала некоторые финансовые вопросы. После того, как поэт вступил во владение деревней, он мог вернуться в Москву, к невесте, но из-за эпидемии холеры вынужден был остаться в Болдино и провести ту осень, которая стала вершиной и взлетом в творчестве Пушкина. Из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: повести, статьи, 30 стихотворений. 18 февраля 1831 года Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой в московской церкви Вознесения Христова у Никитских ворот.
Пушкин-ребенок
Портрет Пушкина был написан неизвестным художником маслом на металлической пластине размером 10*7,75 в Москве, где жила семья поэта.
Мать поэта Надежда Осиповна подарила миниатюру дочери известного московского врача М. Я. Мудрова, лечившего семью Пушкина.
Подлинность портрета подтверждается надписью на первом издании «Евгения Онегина», гласящей: «Эту книжку вместе с портретом своего сына Александра подарила мне Надежда Осиповна Пушкина. С. Великопольская. Москва. 6 января 1833 г.». В 1950 году правнучка Великопольской семейную реликвию подарила народному артисту РСФСР
В.С. Якуту, который передал ее Пушкинскому музею в Москве.
Ж. Вивьен. А.С. Пушкин. 1826 г.
Портрет с натуры выполнен французским художником
Ж. Вивьеном осенью 1826 года гуашью на пластинке слоновой кости итальянским карандашом. Поэт молод, он открыто и благожелательно смотрит на зрителя. Художник передал черты характера: душевную мягкость, сердечность, простодушие, незащищенность. Рисунок Вивьена первоначально приписывался другому художнику. Дальнейшее изучение портрета привело к установлению авторства Вивьена, почти одновременно нарисовавшего и поэта, и его дядю в Москве. Датировать портрет помогает внешний облик Пушкина, начавшего носить бакенбарды только в 1826 году. Поэт заказал художнику два экземпляра для своих друзей.
История одного загадочного портрета
Марку Чаусовскому было 24 года, когда он, начинающий художник, решает написать портрет Пушкина, но не юного мальчика, а взрослого состоявшегося человека. 31 января 1937 года, в канун 100-летия гибели Пушкина, Чаусовский завершил свою работу. Портрет был готов ко встрече со зрителем, но попасть на отборочную выставку в Доме учителя оказалось непросто. Чаусовскому пришлось сфотографировать портрет и показать комиссии. «Эта работа наиболее запомнится, в ней есть новая мысль, перерастание портретных рамок в картину большого психологического напряжения», — так характеризовали портрет посетители. Но секретарем Ленинградского обкома и горкома ВКП (б). Портрет оценен как «пессимистический и упаднический» с комментарием «Это не наш Пушкин». Это стало решающим доводом в отклонении работы при отборе на юбилейную пушкинскую выставку.
В.А. Тропинин и О.А. Кипренский. Портреты Пушкина. 1827 г.
Портрет Пушкина кисти Тропинина является самым известным творением художника, написанным в период расцвета творческих сил поэта. Пушкину 28 лет, он открыт и благожелательно смотрит на нас. По воспоминаниям современников, Пушкин был небольшого роста, отличался приветливостью, плавностью речи и чувством юмора. Отличал его и особый цвет лица, объяснявшийся кровью Ганнибала в жилах поэта.
Многие специалисты считают, что на парадных портретах поэт облагорожен. Но есть среди них почти фотография, на которой — самый правдивый Пушкин, без украшательств. Пушкина рисовали многие, но ни один из созданных после портретов нельзя поставить рядом с работами Тропинина и Кипренского по глубине понимания образа поэта.
Современники о Пушкине и его внешности
«Пушкин был невысокого роста, шатен, с вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, ни один из них не передал и сотой доли красоты его облика — особенно его удивительных глаз».
В. Нащокина
«Невозможно быть более некрасивым. Он происходит от африканских предков и сохранил некоторую черноту в глазах. Когда он говорит, забываете, чего ему не достает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства. Невозможно быть более умным в манере».
Д. Фикельмон
«Какая мать могла зачать человека, чей гений так полон мощи, свободы, грации? То дикарь, то европеец, то Шекспир, то Байрон, он всегда останется русским».
З. Волконская
Портрет работы неизвестного художника. 1831 г.
Среди портретов с натуры интересен этот, малоизвестный, написанный в Царском селе под Петербургом, где поэт жил летом 1831 года, в первый год после женитьбы. Неизвестный художник изобразил Пушкина в светлой мягкой шляпе и пестром галстуке. Белая шляпа контрастирует с лицом Пушкина, отчего поэт воспринимается темнокожим. Эффект усиливается за счет густых темных бакенбардов и копны черных густых волос, придавленных на затылке шляпой.
Присоединяйтесь к редакционному проекту «ИнстаБабушка»! Запись по телефону: 22-07-45, whatsapp, viber – 8-928-226-80-91, по эл. почте: gazeta-o-nas@mail.ru.