11 августа отмечалось Рождество Николая Угодника. В рамках проекта «По святым местам: своими глазами и своими стопами» предлагаем публикацию о восстанавливаемом подворье Николо-Корельского монастыря в Архангельске. В этом городе проходили финальные дни Всероссийского конкурса для СМИ «Патриот России». В Архангельске и состоялась встреча с отцом Михаилом Кузнецовым, который специально для нашего проекта рассказал уникальную историю одного их красивейших храмов Архангельска на набережной Северной Двины.
— Замечательно, когда городская газета, которая особенно близка к читателям, реализует такие полезные проекты. Сегодня хотим рассказать о нашем храме. Мороз по коже, когда ходишь по территории монастырского подворья, потому что понимаешь: тысячи людей здесь ждали своей участи, — говорит отец Михаил, настоятель Свято-Николького храма.
Дверь надежды не давала
Храм святителя Николая построен в 1904 году, а подворье Николо-Карельского монастыря существовало более 300 лет. После революции его превратили в пересыльную тюрьму для привозимых на Север заключенных.
— И участи своей человек не знал. Единственная связь с внешним миром — дверь камеры. Но надежды она не давала. Лязг железа раздавался лишь в двух случаях: или за кем-то пришли, или привезли новых заключенных.
Из центральной России, с юга страны сюда свозили заключенных и затем отправляли по этапу на Соловки, в другие лагеря. В 50 метрах от нашего храма, на набережной, возле Дома пионеров, сохранился старый причал от которого отходили суда с заключенными. И не только отходили. Один из видов казни – топить людей именно в баржах.
В этой тюрьме сидели архиереи, священники, монахи, миряне, раскулаченные и все неугодные новому режиму. Среди узников — архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, который сейчас уже прославлен в лике святых. Владыка даже служил в нашем храме. В Никольском храме было три придела, в одном из них – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» иногда разрешали служить ссыльным архиереям.
Цена — миллионы жизней
Кого-то расстреливали в тюрьме, кого-то во дворах, кого-то в баржах топили в Северной Двине. Многие не доживали даже до этапов, потому что условия очень суровые: холод, сырость, цинга, туберкулез, другие болезни.
Многие архиереи, священники, монахи, миряне тут погибли. На сегодняшний день часть территории передана Церкви, в одной сегменте комплекса находится детская музыкальная школа, в другой информационно – расчетный центр. Но мы постепенно восстанавливаем то, что передано храму в 2003 году. Здесь жили и молились монахи, тут, в таком святом месте мученической смерти тысяч людей, должна продолжаться молитва. И, безусловно, эти стены останутся памятником для будущих поколений, уроком. Когда начинают качать ситуацию в стране, думая, что все поменяют и все будет хорошо, надо всегда брать в расчет, какой ценой даются все перемены. А цена — это миллионы жизней.
Перекрасить в серый!
Много горького пережило за годы «воинствующего безбожия» и здание закрытого и поруганного Никольского храма. Чтобы он не имел праздничного вида, цветной фасад распорядились перекрасить в серый цвет.
Другая история относится ко времени подготовки празднования в 1984 году 400-летия Архангельска, когда, в преддверии знаменательной даты ремонтировались уцелевшие к тому времени городские архитектурные памятники. Никольскую церковь тоже подвергли «косметическому ремонту», вместо креста водрузив на ее купол флюгер. В 1992 году началось возрождение храма, в 1994 году он освящен.
Сердце отогревается
Сейчас в нашем храме регулярно совершаются службы. Почти каждый день Божественная литургия. Совершаются многочисленные требы: панихиды, молебны на различные нужды. Действует воскресная школа для детей, направление по православному краеведению. И, безусловно, мечта – восстановление подворья, которую мы воплощаем, всем миром. И требы онлайн принимаем на странице нашего храма в соцсети, и открыли карту для пожертвований.
Важно помнить, что наши предки строили храмы и монастыри для своего потомства, чтобы было место, где душе отогреться. И нам даровал Господь возможность трудиться и восстанавливать храм, в котором оживает душа.
Да и смотришь, простит грехи Господь всем тем, кто пытался строить рай на земле без Бога. Конечно, непросто, но верим, что по молитвам новомучеников все получится!
Помни всякий брат, что мы были, как вы, и вы будете, как мы
На территории подворья до сих пор находят человеческие кости. Разность в цвете отец Михаил объясняет афонским преданием: белые, например, — останки благочестивых монахов.
Оказывается, в монастырях на Афоне тела монахов после смерти предают земле на три года. Затем кости откапывают, омывают и складывают в специальное помещение «костницу», где хранят черепа монахов с надписью имен. Если тело за это время не истлевает, его опять закапывают.
По афонской традиции тело, «не принятое землей», свидетельствует, что покойный брат был человеком небезгрешным, почему небо и не торопится принимать его душу в свои обители. Монастырь в этом случае начинает еще более усердно молиться за своего покойного насельника.
Это строение напоминает часовню и находится обычно где-то неподалеку, вне стен монастыря. Останки в «костнице» не укрыты, а находятся на виду: черепа выстроены в ряд на полках, а прочие кости аккуратно уложены прямо на полу вдоль стен. На стене надпись: «Помни всякий брат, что мы были, как вы, и вы будете, как мы».
На Афоне считается, что по цвету черепа можно судить о том, насколько угоден Господу тот или иной монах. По поверию, черепа праведников имеют желтоватый оттенок – в них будто теплится живой свет, а иногда они еще и благоухают; у монахов, честно исполнивших свои обеты, черепа белого цвета; темный же цвет свидетельствует о непреодоленных мытарствах, которые проходит грешная душа покойного. Но такое на Афоне случается крайне редко.
В честь ссыльного — больница
Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) -архиепископ, прошедший тюрьмы и ссылки, главный хирург ряда военных госпиталей.
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», лауреат Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.
В апреле 1930 года архиепископ Лука был арестован и постановлением Особого Совещания при НКВД выслан на три года в Северный край. Во второй половине августа 1931 года архиепископ прибыл в Котлас. Сначала он отбывал заключение в лагере «Макариха» возле города. В Котласе в то время не хватало врачей, и его, уже известного хирурга, направили работать в местную больницу. Затем архиепископ Лука до мая 1933 года работал хирургом во 2-й Советской амбулатории Архангельска. Учреждение обслуживало треть территории города и несколько предприятий: лесозаводы, морской порт, судоверфь.
В Архангельской области имя архиепископа Луки присвоено Котласской центральной городской больнице.
«Очень недолго пришлось мне оперировать в котласской больнице, и скоро мне объявили, что я должен ехать на пароходе в город Архангельск…»
Из автобиографии архиепископа Луки «Я полюбил страдание»
Паломничество – встреча с Богом
Иерей Леонид Зацепилин, руководитель паломнического отдела Шахтинской епархии:
— В русской традиции изначально паломничеством называли только посещение Иерусалима для поклонения Гробу Господню. Путешественники привозили со Святой земли пальмовые ветви — символ встречи со Христом, поэтому их стали называть паломниками. Позднее паломничеством стали называть любые путешествия по святым местам.
В прежние века паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. И главным приобретением паломников прошлого становились навык в молитвенном делании, новые знания о духовной жизни, приобретенные после беседы с монахами. У многих современных паломников это на втором месте, а на первом фотографии и памятные сувениры.
Каждый христианин должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие с осмотром исторических достопримечательностей или желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.
Посещая святые места, старайтесь выполнять некоторые советы:
- Перед поездкой необходимо получить благословение священника или духовного отца.
- Форма одежды для женщин — как для храма — юбки, платки. Мужчинам не следует надевать шорты, а женщинам брюки, короткие юбки, открытые платья, блузки, майки и т.д. Женщинам нельзя входить в православную обитель с непокрытой головой.
- Прежде чем ехать в монастырь, желательно заранее ознакомиться с его историей и современным состоянием.
- Войдя в храм, следует поклониться местночтимым святыням – чудотворным иконам, святым мощам угодников Божиих. Помолившись, можно приложиться к святыням, но нельзя целовать лик на иконах. У Спасителя принято прикладываться к руке, на иконе Божией Матери и святых целуют или руку, или край одеяния, или просто уголок иконы. Если иконы с мощевиком, принято приложиться к святым мощам.
Продолжение – следует.
Подготовила Наталья Ершова