Мозаика как форма искусства часто воспринимается как отголосок прошлого. На улице большинство людей проходят мимо собранных из разноцветных кусочков стекла или керамики изображений, встроенных в фасады зданий.

Чтобы не ушло в забвение

Когда-то эти произведения искусства создавались с огромным усилием и талантом большого количества мастеров, финансировались государством и имели свое особое предназначение в общественном пространстве. Однако экономические изменения, упадок интереса и разрушение старой инфраструктуры привели к тому, что мозаики ныне практически существуют на обочине общественного внимания. Размещенные чаще всего на фасадах старых, подчас аварийных зданий, они исчезают все больше.

Но есть люди, которые изучают и пытаются сохранить, хотя бы на снимках, наследие ушедшей эпохи.

Группа таких неравнодушных граждан вместе с корреспондентом «Шахтинских известий» отправилась на экскурсию по городу Шахты, чтобы посмотреть и сфотографировать объекты монументального искусства.

Организатором экскурсии выступила член Союза художников России (секция монументального искусства) Виктория Белокобыльская. Также в состав группы вошли фотограф, исследователь мозаик и советской архитектуры Роман Бойко и искусствовед, педагог, создатель авторских лекций по искусству для взрослых и обучающей программы для детей Татьяна Ерохина.

Роман Бойко рассказал, что решил посвятить себя сохранению изображений мозаичных шедевров. Он путешествует по городам и деревням, посещает малозаметные уголки, заброшенные постройки, запечатлевая мозаики для будущих поколений. Понимая, что  не всегда возможно сохранить физическое присутствие искусства, он делает все, чтобы хотя бы его отражение не ушло в забвение.

Каждое лето он отправляется в мини-экспедиции, охватывающие десятки мест. Объезжает маленькие поселки и деревеньки, посещает местные клубы и дома культуры, ищет потрепанные временем артефакты, старается успеть до того, как они окончательно исчезнут. В архиве Романа несколько тысяч снимков мозаик, витражей и объектов советской архитектуры.

Художественная ценность мозаик

Во время экскурсии Виктория Белокобыльская рассказала  о мозаике в Советском Союзе и способах ее создания.

Среди огромного количества советского монументального искусства мозаики играют значимую роль. Они внедрены в здания по всей России — от крупных городов до малых деревень, сохраняя историю и искусство прошлых десятилетий.

Мозаики являлись частью государственной программы в СССР, где монументальное искусство рассматривалось как инструмент для воздействия на общественное сознание.

В прошлом столетии мозаика выделялась своей прочностью и долговечностью. Устойчивость таких работ во многом превосходит фрески и иные виды искусства, что делает их особенно ценными в городских пространствах, где погодные условия и время могут быстро износить материалы.

Мозаики часто создавались на основе смальты — яркого непрозрачного стекла. В СССР технологии были адаптированы с целью оптимального использования ресурсов, предлагая различные альтернативы в материалах и их применении.

Многочисленные мозаики создавались по проектам профессиональных художников, которые вдохновлялись в том числе и  зарубежными мастерами, такими как Фернан Леже. Работы этого французского художника часто ассоциируются с применением плотного черного контура и насыщенных локальных цветов.

Эстетика этих мозаик влияет не только через свою визуальную красоту, но и через культурные ассоциации, заключенные в них, будь то символика или отражение социальной среды.

В современном мире многие мозаики часто остаются незамеченными. Лишь небольшое количество вносится в список объектов культурного наследия.

Виктория рассказала, что мозаика требует значительных временных и физических затрат. Каждый проект начинается с планирования и создания эскиза, который затем воплощается в жизнь из крошечных кусочков. Важно подобрать нужный оттенок и текстуру материалов, чтобы достичь гармонии в композиции.

Способы организации мозаичной поверхности могут различаться. Есть прямой способ укладки. В этом случае получается рельефная поверхность или обратный способ, где смальта укладывается на сетку, а затем вся конструкция переворачивается. Тогда поверхность остается гладкой.

Монтаж мозаики — это отдельная наука. Большой мозаичный проект может изготавливаться месяцами. Качественный цемент и точность сборки — залог прочности и долговечности.

В современном мире крупные мозаичные проекты чаще всего создаются для храмов. Виктория периодически делает заказы для частных владений, но они, конечно, не столь масштабны, как полотна советской эпохи.

Искусство под открытым небом

Наша экскурсия началась с проспекта Карла Маркса. Здесь находятся мозаичные панно. Можно заметить, что не все изображение однородное. Например, среди желтых кусочков смальты встречаются синие, казалось бы, совсем не подходящие. Виктория пояснила, что это сделано специально.  Такие вставки оттеняют основные цвета. На их фоне, если смотреть издалека, они становятся ярче, как бы загораются.

На проспекте Карла Маркса находятся мозаичные панно

Следующий объект расположен по адресу: улица Советская, 231. От когда-то длинной мозаики на фасаде осталась только часть, и то практически половина закрашена белой краской. Местами мозаика уже начала отваливаться.

Улица Советская, 231

На улице Советской есть еще одно мозаичное полотно. Оно располагается на стене здания, которое следует за стоматологической поликлиникой №1. Сразу картину не увидеть. Она спрятана за деревьями. Здесь совмещена мозаика и барельефы. Гонец на коне трубит в рог, солдаты со штыками наизготовку бегут в атаку.

Мозаичное полотно располагается на стене здания, которое следует за стоматологической поликлиникой №1

На улице Парковой, на здании «Ростовгипрошахт»  справа и слева расположены две прекрасные мозаики высотой в три этажа. Здание еще работает. В нем располагаются офисы.

 

Высота мозаики на здании «Ростовгипрошахт» – три этажа (ул. Парковая)

Как рассказал Роман Бойко, судя по стилю, при создании данных мозаик автор вдохновлялся работами французского художника  Фернана Леже, который использовал  плотный  черный контур и насыщенные локальные цвета.

Одни из самых красивых мозаичных полотен в городе Шахты, по мнению Романа Бойко, находятся на улице Фисунова, напротив дома №77.

Одни из самых красивых мозаичных полотен в городе Шахты находятся на улице Фисунова

Они, несмотря на возраст, в очень хорошем состоянии, только вот располагаются на фасаде уже заброшенного здания, в котором, по некоторым данным, раньше находился учебно-производственный корпус. На мозаике изображены молодые люди: парни и девушки. Кто-то держит руль, кто-то колбу, кто-то ткань.

Мозаика переливалась в солнечных лучах. На нее хотелось смотреть долго, разглядывать детали. И, конечно, ни один фотоаппарат не передаст масштаба и великолепия.

Дальше наш путь лежал в поселок имени Артема.

Две прекрасные мозаики располагаются на здании архива, на проспекте Ленинского Комсомола, в котором много лет назад был местный универмаг. После ремонта фасад обшили пластиком, но мозаики бережно оставили открытыми, и теперь они украшают здание.

После ремонта фасад здания архива обшили пластиком, но мозаику бережно оставили открытой (пос. им. Артема)

На одной изображены три девушки, которые держат в руках полотно, на другой – женщины встречают шахтеров из забоя с  цветами.

Конечной точкой нашего маршрута стал поселок ГРЭС. Справа и слева от ДК им. Дзержинского на торцах жилых домов располагаются два мозаичных полотна. На одном изображен улыбающийся молодой человек на фоне силуэтов промышленных объектов, на втором – вождь мирового прелетариата Владимир Ленин в профиль.

Это мозаичное полотно внесено в реестр объектов культурного наследия Ростовской области (поселок ГРЭС)
Поселок ГРЭС. Мозаичное полотно, расположенное на торце жилого дома, также внесено в реестр объектов культурного наследия Ростовской области

Как рассказала Виктория, два этих мозаичных полотна внесены в список культурного наследия Ростовской области. Но находятся они на торцах жилых домов, которым уже много лет и вполне возможно, что эти здания будут снесены в некотором будущем.

Экскурсия завершилась на ностальгической ноте. Мы увидели прекрасные образцы советского монументального искусства ушедшей эпохи.

Фото Елены Шашковой

Сохранить хотя бы в «цифре»

Виктория Белокобыльская, художник, член Союза художников России:

– Мозаика как форма монументального искусства заслуживает нашего внимания и усилий по ее сохранению. Эти произведения, созданные профессионалами своего времени, продолжают существовать благодаря своему качеству и долговечности, становясь все более ценными для следующих поколений. 

Сохранение мозаик — это не только стремление к сохранению материальных объектов, но и необходимость беречь и уважать культуру и истории, отраженные в этих произведениях искусства.

Мы призываем всех, кто увлекается историей и искусством, поддерживать проекты по сохранению мозаик — эти свидетельства прошлого могут стать важным мостом между временами, культурой и людьми.

Мы должны поддерживать культуру любыми средствами — от участия в подобных проектах до заинтересованности в цифровой реставрации, продвижении информации о мозаичном искусстве и создании базы данных по его сохранению.

 Музей под открытым небом

Роман Бойко, фотограф, исследователь мозаик и советской архитектуры:

– Мозаика рассказывает об истории, культурном уровне и восприятии времени, отражая отношение людей к окружающему их миру. Каждая из них — это уникальное произведение искусства, которое когда-то воплощало мечты и стремления творцов. Особая ценность их заключается в отражении времени, когда арт-объекты не были просто декором, а служили важной частью городской среды.

Подобные произведения помогают понять, откуда мы пришли и куда направляемся.

Монументальное искусство – как музей под открытым небом. Мы должны придавать ему такую же ценность, которую мы придаем картинам, скульптурам, стоящим в выставочных залах, галереях.

Эхо ушедшей эпохи

Татьяна Ерохина, искусствовед, педагог, создатель авторских лекций по искусству для взрослых и обучающей программы для детей:

– Искусство нужно созерцать вживую. Другой эффект, когда ты смотришь на произведение искусства непосредственно, а не через экран или снимок. Никакая фотография не передаст этой игры света на мозаике, которую мы видели.

Когда ты смотришь на монументальное искусство вживую, эффект, конечно, поразительный. Прежде всего поражает масштаб, но при этом очень гармоничные образы, хорошая художественная школа тех людей, которые создавали это искусство. Видно, что они любили свою работу и старались делать красивые вещи.