Телефонные мошенники начали массово использовать номера россиян для обзвона потенциальных жертв.
Настоящие хозяева номеров узнают об этом после того, как им перезванивают обманутые люди и угрожают отомстить, а интернет-сервисы помечают звонки как потенциально опасные. Обращение в службу безопасности оператора связи, как правило, не дает никакого результата.
Неприятный сюрприз
«Я узнал, что мой номер используют мошенники, когда продавал через интернет свои старые вещи и покупатель отказался от сделки, потому что мой номер определился у него на смартфоне с пометкой „опасный звонок“», — рассказал aif.ru житель Москвы по имени Сергей. По его словам, поисковый запрос с его номером телефона показал, что мошенники активно начали пользоваться им с конца августа. Он понял это по отзывам на профильных сайтах, где люди делятся информацией о подозрительных звонках.
«Люди пишут, что с моего номера им звонили с предложениями различных услуг, представлялись службой безопасности разных банков, сотрудниками полиции, Следственного комитета, прокуратуры и не только. Один раз перезвонил мужчина, пригрозил расправой и обещал подать заявление в полицию. Я в шоке от этой ситуации и не понимаю, что мне с этим делать. В техподдержке моего оператора связи мне сказали, что ничем не могут помочь, и предложили просто поменять номер. Но он у меня уже 10 лет и я не хочу его менять», — добавил Сергей.
Как это работает
Сообщения от других россиян, попавших в аналогичную ситуацию, стали появляться на популярных в Рунете форумах с весны 2022 года. Некоторые из них столкнулись с блокировкой своих аккаунтов в мессенджерах по жалобам других пользователей. При этом детализация звонков показывает, что на самом деле номером пользуется только его настоящий владелец, а другим людям услуги связи по этому номеру не предоставляются. Абоненту показывают на экране смартфона подменный номер, а не тот, с которого действительно звонят мошенники. Например, номер Сергея из Москвы.
Подменный номер злоумышленники используют в качестве прикрытия, позаимствовав эту технологию у служб доставки, маркетплейсов и других коммерческих интернет-ресурсов. При этом отключить ее по обращению к своему оператору связи настоящий владелец номера не может.
В теории злоумышленники могут получить доступ к банковскому счету любого человека, если будут обладать комплектом из подменного номера и паспортных данных своей жертвы. В этом случае главное, что будет отделять преступников от банковского счета объекта кибератаки — это кодовое слово, рассказали aif.ru в службе безопасности одного из крупнейших банков России. Также сотрудники банков обладают дополнительными инструментами, которые позволяют опознать мошенников, но их суть не раскрывается, а защита допустившим утечку своих паспортных данных и кодового слова клиентам не гарантируется.
Что с этим делать?
«Операторы сотовой связи не несут ответственности за то, что кто-то использует ваш номер. Они не могут в этой ситуации вас гарантированно защитить. Сам номер не принадлежит оператору, он арендуется у государства», — объяснил aif.ru ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, с декабря прошлого года крупные операторы тестируют систему антифрода (от английского anti-fraud — «борьба с мошенничеством») для защиты от использования подменных номеров. Надзорные ведомства тоже возлагают на нее надежды, но пока в полную силу она не заработала по техническим причинам.
К сожалению, пока операторы могут лишь снизить число подобных случаев, но не исключить их вовсе, подтвердил в разговоре с aif.ru гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. «Ситуация должна измениться в будущем — для этого требуется модернизация сетей связи, но это займет время. Пока сам абонент, номер которого используют мошенники, мало что может сделать. Только заявить о том, что его номером злоупотребляют. Можно игнорировать незнакомые вызовы, чтобы не сталкиваться с незаслуженным негативом от перезванивающих после общения с мошенниками людей», — посоветовал эксперт.
Одна из самых популярных схем мошенничества на сегодня — трюк с голосованием. Об этом россиян предупреждает агентство «Прайм».
«Это происходит так. «Давний друг» или «хороший знакомый» просит проголосовать за себя в профессиональном конкурсе или за своего ребенка в конкурсе рисунка или за талантливую девочку из класса в конкурсе патриотических чтецов», — пишет источник.
При поступлении таких просьб в смс, соцсетях или мессенджерах нужно связаться с человеком, от которого пришло сообщение. Через мессенджеры делать это не стоит, там аккаунт уже, скорее всего, взломан. Если приступить к голосованию, то потребуется подтвердить свою личность или ввести код. Для злоумышленников это будет ключом к личным данным или аккаунту человека на госуслугах.
Через несколько дней начнется основная фаза мошенничества. Аккаунты доверчивого гражданина окажутся взломанными, с них всем контактам начнут поступать просьбы о денежной помощи, могут быть оформлены микрозаймы или проведены более сложные и «дорогие» операции.
«Что делать? По словам юриста, необходимо срочно создавать новый аккаунт с аватаркой «меня взломали» и разослать всем своим контактам информацию о взломе и фиктивности просьбы о переводе денег. Стоит также продублировать эту информацию через смс-рассылку всем своим контактам. Но все это надо делать по дороге в ближайший офис «Мои документы», где срочно написать заявление о смене пароля на портале «Госуслуги»», — рекомендует источник.
После этого необходимо обратиться в полицию и написать заявление о совершении в отношении вас противоправных действий. Талон-уведомление, который выдадут в отделе МВД, нужно сохранить. Он может стать доказательством, что кредиты брали не вы.