Так как Великий пост каждый год начинается в разное время — за сорок девять дней до Пасхи, то и Масленица имеет скользящие даты, в 2021 году с 8 по 14 марта.

Масленица — период подготовки к Великому посту, этап, когда от мяса уже отказались, а вот от масла, яиц, рыбы и всего молочного еще нет.

Вообще, Масленица — пример того, насколько Церковь тактична по отношению к народу. Масленица, как считают этнографы, имеет древние языческие корни: сжигание чучела, кулачные бои, разнузданное веселье и пиршества, приуроченное к дням весеннего равноденствия существовали на Руси и до христианства. Церковь не стала ломать традицию, она деликатно вписала уже существующий уклад жизни в годичный церковный цикл, причем так, что период разгульного веселья обогатился глубочайшим смыслом. Давайте посмотрим, как это происходит.

По меткому замечанию митрополита Московского Филарета: «Дух Христов не враг благозаконных радостей», и Масленица — целая Масленая неделя накануне Великого поста как раз время для такого праздника. Время праздника, но, одновременно, и подготовки к подвигу поста.

В субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминали усопших, причем не только своих родных и близких, мы поминали всех «усопших во благочестии и правой вере» — от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, отдавая свой долг им, мы включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до нас.

 

Воскресная служба была посвящена Страшному суду, она напоминала нам о том, что и мы смертны, и мы предстанем перед Судом Божьим, призывала к духовному трезвлению (т.е. внимательности к своим мыслям и поступкам). Церковь именно напоминала нам о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о «муках вечных», об «огне вечном», она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы унаследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного, никаких сверхчеловеческих усилий — просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного — будь милосердным!

Пост, и особенно Великий пост, — это период сосредоточенности: мы собираем все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, отсекая лишнее, часто минимизируя свои отношения с другими людьми, и это понятно — духовное напряжение поста не оставляет места праздности. Но пост наступит только через неделю. А сейчас нам дано специальное время для того, чтобы мы могли проявить себя как «человеки» среди людей: кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаленья и сами благодарно разделяли чужое.

Дело ведь не в том, что на масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Дело в другом: Церковь, очень тактично, побуждает нас к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от своей щедрости, ликование от того, что любим! Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно неслучайно то, что Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем. Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними — причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, мы не можем не почувствовать, что не всегда бываем правы, что кроме нашего требовательного «Я», есть еще другие люди. И есть Бог, Который видит все, даже сердце человеческое. Поэтому так логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: «Простите меня!», и слышим в ответ: «Бог простит! И я прощаю!» Вот это призывание в свидетели Бога, вот эта вертикаль в отношениях между людьми, и свидетельствует о том, что радость, широта и щедрость Масленицы имеет под собой не бытовую основу — надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем и это нам дает силу вступить в Великий пост.

В дни Масленицы, также как на Святки и в Пасху, в России всегда слабели имущественные, сословные и должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы, остроги — всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

Публикация размещена в рамках партнерских отношений «Шахтинских известий» и «Российской газеты»