2023 год объявлен Годом педагога и наставника. О том, что повлияло на решение обучать детей журналистике, Зоя Георгиевна рассказала юному корреспонденту «Шахтинских известий» и ГДДТ Анне Овчаренко.
— В моей семье своего рода учительская династия. Мама работала учителем: сначала в школе, затем в Доме пионеров (ГДДТ). Папа преподавал в ШФ НПИ. Двоюродная бабушка по маминой линии всю жизнь работала учительницей начальных классов в Нальчике. Двоюродный дед по папиной линии — учитель литературы, работал на Севере. Его сын и дочь преподавали в институтах.
Впервые я начала преподавать после переезда в Семикаракорский район. На мое счастье, в местной школе освобождалась должность преподавателя черчения и рисования. Работа мне нравилась. С ребятами, моими выпускниками, мы до сих пор общаемся.
В Шахты я вернулась, когда папа ушел из жизни, и мама осталась одна. Тогда я и пришла в ГДДТ: меня там знали с детства. Директор сказала: «Нам сейчас нужен человек, который будет готовить ведущих, организовывать праздники. Вы пишете стихи, сценарии, занимаетесь литературой, участвовали в различных конкурсах чтецов. Возьмитесь за это».
Мой первый коллектив назывался «Фабрика ведущих» и готовил ведущих для других объединений. Самостоятельно мы разрабатывали сценарии и проводили новогодние праздники у елки. Но желание заниматься журналистикой никуда не ушло. Уже тогда я включала в программу занятия, связанные с изучением языка и написанием текстов. Здесь пригодились и мои педагогические навыки, и опыт сотрудничества с прессой, и любовь к поэзии.
Некоторое время спустя мои ученики начали печататься в детской городской газете «Внимание! Дети!». Вскоре наш коллектив стал журналистским. Но ведущих мы тоже готовили: вели мероприятия для юнкоров. Стали называться «ДЖОСТИК» — Детское Журналистское Объединение Самых Творческих, Инициативных, Коммуникабельных. Название родилось от моей любви к аббревиатурам.
В те давние времена, когда на всю редакцию был только один компьютер, я сама приносила в газеты свои материалы и материалы юнкоров.
Помню почти всех своих учеников, и со многими из них общаюсь до сих пор. Анастасия Торбина была старостой в группе, выигрывала городские и областные конкурсы, ездила со мной на форумы, окончила журфак в Белгороде. Мария Дремина окончила НИУ ВШЭ по специальности «Журналистика» в этом году и сейчас работает в пресс-центре правительства Москвы. Елена Поливанова была очень инициативной, творческой и продуктивной. Окончила Московский государственный лингвистический университет по специальности «Международная журналистика». Мальчиков было меньше, хотя считается, что журналистика — профессия мужская. Илья Булатов окончил вуз в Краснодаре, работает оператором на телеканале «Москва-24». Андрей Иванченко окончил бакалавриат и магистратуру по специальности «Журналистика» в РИНХе и в этом году поступил в аспирантуру.
Не все ребята выбрали журналистику. Денис Подройкин стал врачом. Во время пандемии оставил работу в поликлинике и перешел в ковидный госпиталь. Однажды, через несколько лет после выпуска, он пришел на занятие и сказал: «Ребята, слушайте внимательно каждое слово и наматывайте на ус. Кем бы вы ни стали, то, что вы получите, занимаясь в Доме творчества, пригодится в жизни».
Виктор Лузан и Максим Бабичев тоже не стали журналистами, но выросли очень порядочными людьми. Кстати, Максим был первым из юнкоров, кто получил удостоверение внештатника «Шахтинских известий». А еще стал победителем в номинации «Лучший фотокорреспондент». Ангелина Лазарева, несмотря на молодость, уже автор нескольких поэтических сборников, член Союза писателей Дона. Этот перечень можно продолжать и продолжать.
Одним из самых интересных подарков, которые мне сделали юнкоры, была карта России. Мы повесили ее в кабинете и флажками отмечали места, где появились наши выпускники в качестве журналистов или студентов профильных специальностей. Европейская часть страны освоена довольно плотно, но есть и ребята, которые поехали в глубь страны, на восток, чем я тоже горжусь.