Папа, кандидат наук, доцент, преподавал в Шахтинском филиале НПИ. Двоюродные бабушка и дедушка тоже были учителями. Да и ее дети продолжили семейную традицию. Сын несколько лет был педагогом-наставником сборной юных геологов Краснодарского края и Адыгеи. Дочь 5 лет преподавала и была куратором группы в колледже «Дон-Текс».
Зоя Заяц работала в Городском Доме детского творчества. Сначала ее коллектив назывался «Фабрика ведущих», но любовь к журналистике победила, и вскоре «фабрика» преобразилась в пресс-центр «ДЖОСТИК». Проведение городских мероприятий для юнкоров, встречи с творческими людьми, поездки на детско-юношеские журналистские форумы, участие в городских и областных конкурсах, работа в детской редколлегии над выпусками городских детских газет «Поколение Next» , а затем «ШАНС», практика в СМИ повлияли на выбор профессии многих ее воспитанников. Она иногда шутит: «Из моих деток можно собрать приличный медиа-холдинг».
— Долгое время Вы занимались журналистикой: писали материалы в газету и обучали ребят этому мастерству. Расскажите, как пришли в журналистику?
— Журналистика «сидела» внутри меня с самого детства: еще в школьные годы я написала сочинение в стихах, где рассказывала об этой профессии. Несмотря на это, ни журфака, ни филфака я не оканчивала. Первое образование у меня техническое. Я инженер-механик, окончила Шахтинский филиал НПИ. Во время учебы была членом литгруппы «Акварель». Периодически мы выпускали газету. Огромную. Склеивали несколько листов ватмана и на них делали литературный разворот. Выход нашей газеты всегда встречали, возле нее толпились люди.
Первая моя работа была на хлопчатобумажном комбинате. Я была помощником мастера валичной мастерской прядильно-ткацкой фабрики, инженером отдела НОТ, заместителем секретаря комитета комсомола комбината. Иногда печаталась в комбинатской газете «Рабочая доблесть». После ХБК я пришла работать в ШахтНИУИ и сразу включилась в работу редколлегии институтской газеты. Затем уехала в Семикаракорский район, работала в школе. Окончила заочно Ростовский педагогический университет. Мои стихи и журналистские материалы публиковали в районной газете «Семикаракорские вести». Появлялись они и в шахтинских газетах.
В 2004 году вернулась в Шахты и пришла на работу в Дом детского творчества. А в 2007-м, уже будучи руководителем пресс-центра «ДЖОСТИК», вступила в Союз журналистов России.
— С чего бы Вы посоветовали начать заниматься журналистикой ребятам, которые хотят развиваться в этом направлении?
— Прежде всего — с изучения родного языка. Больше читать хорошей литературы, следить и за тем, как развиваются и меняются СМИ. Также поможет работа в школьных газетах или пресс-центрах, участие в городских конкурсах по журналистике и литературе. Следует развивать свое умение добывать информацию, общаться с людьми и излагать это письменным языком. Учиться выделять главное из потока новостей, стремиться к объективности. Кем бы ни стал в будущем журналист: «телевизионщиком», «печатником», «радийщиком», блогером — умение добывать информацию, честно и адекватно ее излагать очень важно.
— Я знаю, что Вы поэтесса. Как начали писать стихи?
— Моя мама, Ольга Татьянченко, филолог по образованию, преподавала в школе русский язык и литературу. С детства занималась со мной разными литературными играми. Некоторые из них я потом практиковала со своими учениками. Когда мне исполнилось 12-13 лет, мама подарила мне толстую общую тетрадь на 96 листов, а на форзаце написала: «Зайке для собственных стихов». На тот момент у меня уже накопилось несколько стихотворений, но они были разбросаны по клочкам бумаги, по листкам, по блокнотам. Это один из самых дорогих подарков, которые мне подарили за всю мою жизнь. Тетрадь была исписана полностью и до сих пор хранится у меня.
Повлиял и папа. По образованию он был горным инженером. Очень любил природу, обожал рыбалку, но ездил на нее не только для того, чтобы поудить. Папа восхищался там каждым мотыльком, каждым цветком, каждым облачком. Природа вдохновляла его на жизнь, на романтику. Часто мы ездили на природу семьей. Папа очень хорошо знал историю. Как-то сошлись во мне мамина литература и папины история с краеведением, и появилось желание писать и изучать.
Однажды, во время учебы в школе мне нужно было написать сочинение по литературе о своей будущей профессии. Тогда я поразила учительницу тем, что написала сочинение в стихах. В нем я говорила о журналистике и геологии. До сих пор помню строки о журналисте:
Когда я поступила в институт, у нас организовалась литературная группа. Там были преподаватели и студенты, которым нравилось заниматься литературным творчеством. Среди преподавателей были Ходосов, Калясьев, Осовский. Мы долгое время думали, как назвать наш коллектив. Я предложила название «Акварель», его и оставили.
— В юности стихи пишут многие. А во взрослой жизни вы не расстались с этим увлечением?
— Во время работы в школе я тоже занималась поэзией. Однажды написала сказку в стихах, которую мы с детьми поставили. Директор меня потом вызвала и посоветовала отправить это произведение в московский журнал. Через какое-то время мне пришла бандероль с номером этого журнала и квитанцией на гонорар. Очень важным для меня был сборник стихов учителей-поэтов Ростовской области.
На юбилейном вечере в клубе «Любителей прекрасного» Борис Куликов сказал, что даже своим московским друзьям написал: «в городе появилась талантливая поэтесса».
Всего я выпустила два сборника стихов. Уже набран материал для третьего.
— Какие люди Вас вдохновляют?
— Не могу сказать, что люди меня вдохновляют, скорее, восхищают, удивляют, заставляют критичней относиться к самой себе. Обожаю Фаину Раневскую. За ее отношение к жизни и мудрый юмор. У нее была замечательная фраза: «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью». В людях ценю прежде всего порядочность. Это такое качество, в котором есть много составляющих. На порядочного человека всегда можно положиться и не ждать удара в спину. Ценю чувство юмора, способность оставаться собой, любить окружающих, способность чем-то жертвовать, ставить и достигать цели. Люблю людей за поступки.
Анна Овчаренко, творческое объединение «Свой голос» ГДДТ