На старт!

Построились быстро. День обещал быть напряженным. Предстояла сдача зачетов по программе предстоящих соревнований школьников города по легкой атлетике.

«Хороший будет день по погоде» — сказал Николай Порфирьевич, обращая внимание ребят на капли росы на траве. Сначала — общая разминка, а затем — разминка каждого в секторах по своему виду.

Судьи тоже готовились. На линии старта, на беговой дорожке, стартер заряжал стартовый пистолет, пробовал голос. В секторах для метания диска и копья, толкания ядра, разматывалась мерная лента, готовились номерки для участников. Несколько раз уже граблями переворачивали песок в прыжковых ямах.

И вот, дан первый старт на 100 метров. Спортсмены устремились к финишу. Болельщики не остались в долгу. Судьи щелкали секундомерами, сообщая секретариату контрольное время.

Нарядный пьедестал перед трибуной ожидал награждения будущих победителей городских соревнований через две недели.

С раннего утра в безоблачном небе над парком и стадионом кружил учебный самолет, отрабатывая летное задание.

 Николай Порфирьевич с завистью посмотрел, как летчик выполнял несложные фигуры пилотажа. Вспомнил и свои полеты.

Николай Сергеев

Ночные полеты

…Войну он встретил летчиком-испытателем после окончания Астраханского летного военного училища. Было огромное желание попасть на фронт, но судьба распорядилась иначе.

Из выпускников училища, имеющих достаточный налет часов и опыт, было сформировано специальное подразделение летчиков для перегона самолетов по договору с союзниками (ленд-лизу), которые приземлялись на территории нейтральных (третьих стран), в том числе Иран.

Задача пилотов нового подразделения заключалась в перегоне прибывших самолетов на территорию нашей страны на аэродром подлета в Казахстане. Здесь самолеты доукомплектовывались оружием, боеприпасами, навигационными приборами, подкрашивались, наносились опознавательные знаки, проверялась работа средств связи. Полеты совершались, как правило, в ночное время.

К летчикам предъявлялись повышенные требования, причем не только к мастерству пилотирования, но и к знанию материальной части и ремонта, умению ориентироваться во время полетов ночью. Ночью ориентироваться было трудно, особенно в безлунную ночь, когда небо и морская гладь Каспийского моря сливалась в единое целое.

 

Со всеми трудностями можно было мириться, кроме палящего солнца и нехватки питьевой воды. Порой приходилось пить и непригодную воду, что сказывалось на здоровье. Возвращались на базу после выполнения задачи на малых рыболовецких катерах в город Баку по ночам. Особенно было трудно осенью и зимой, когда от принизывающего холодного ветра на маленьком судне негде было укрыться. Сутки отдыха, а затем — вновь за кордон. Поставка самолетов союзниками была нерегулярной, потому прибытие новой партии самолетов ждали неделями.

Запомнился последний случай, когда молодой летчик сбился с курса, потерял ориентировку. Поиск заблудившегося продолжался более получаса, топливо на исходе было. Включать бортовые огни было запрещено. Только чистая случайность помогла найти пилота в ночном небе. Посадку на аэродроме произвели на последних литрах топлива.

Все трудности значительно сказались на здоровье Николая Порфирьевича, и незадолго до окончания войны ВВК вынесла окончательный приговор: «К полетам не допускать».

После войны Николай Сергеев окончил институт им.Лесгафта в Ленинграде. Затем началась трудовая деятельность. Тренер ДСШ ГорОно, учитель физкультуры в средней школе №4 нашего города.

На физкультуру — с удовольствием

…Летчик окончил выполнение учебной программы, сделал несколько заключительных виражей и, покачав крыльями, взял курс на аэродром.

К этому времени завершились выступления спортсменов. Результаты каждого были записаны в журнал успеваемости. После переодевания, в раздевалке установилась рабочая тишина. Подводились предварительные итоги выступлений. Тренер хвалил тех, кто хорошо выступил, журил нерадивых, давал свои рекомендации.

«Ты, Алексей, засиделся на старте. Был невнимательным, вот и получились лишние десятые доли секунд» — говорил он Стрельцову.

«Не огорчайтесь, Сергей, что сегодня не покорилась заветная высота в два метра. Необходимо поработать с техникой разбега и отталкивания, тогда все получится» — вспоминает слова тренера С.И. Старых.

Несмотря на то, что в школе №4 не было спортивного зала, и все занятия в большинстве проводились на улице, спортивные команды были всегда в числе первой десятки. Ребята любили уроки физкультуры и ходили с большим желанием. Жалоб не было.

После тренировки ребята дружно двинулись к выходу. В это время в чистом голубом небе, оставляя за собой полосы инверсии, пролетали два самолета. «Ух ты, реактивные» — восхитились мальчишки.

Николай Порфирьевич остановился на верхней ступеньке трибуны и наблюдал за полетом, прикрыв газетой от солнца глаза. Он с восторгом следил за летчиками нового поколения. Всем сердцем и душой он был там, с ними, в воздухе за штурвалом.

С огромной благодарностью вспоминают своего учителя и тренера бывшие ученики, которым сегодня уже за 70 лет, получившие благодаря Николаю Сергееву путевку в жизнь.

Николай Афонин, ветеран Вооруженных Сил, майор в отставке

Николай Афонин