Одним из основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству: «…это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», — как отметил В.В. Путин.

В МБДОУ № 52 г.Шахты  небольшой, но дружный коллектив, однако, число педагогов со стажем работы более 20 лет растет, а новые кадры приходят в детский сад нечасто. Педагогический состав нашего дошкольного учреждения стремительно «стареет», средний возраст педагогов составляет 54 года. Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором.

С первого дня работы

начинающие педагоги имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Период вхождения педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От этого зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Молодые педагоги сталкиваются с различными проблемами: трудности в адаптации к новому коллективу, ведение различных документов, организация учебной деятельности, написание планов и конспектов, грамотное применение знаний на практике. Чтобы обеспечить быстрый профессиональный рост, возникла необходимость найти форму работы с молодыми педагогами.

В детском саду № 52 решением данной проблемы является наставничество. Что же включает в себя понятие наставничество?

Наставничество — способ передачи знаний,

умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике. Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

 

Наставник должен обладать:

  • высокими профессиональными и нравственными качествами;
  • знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • богатым опытом организации работы с родителями детей;
  • компетентностью и умением выстраивать межличностные отношения.

51 год — стаж наставника

Такой педагог-наставник в МБДОУ № 52 г.Шахты есть – воспитатель Любовь Николаевна Санина. Стаж работы в дошкольном образовании — 51 год.

Цель работы Л.Н. Саниной в качестве педагога-наставника: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. На протяжении многих лет в практике Любови Николаевны сложилась система по формированию традиций наставничества, при поддержке которой молодой педагог постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.

Наставничество, по мнению Любови Николаевны – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы.

По мнению Л.Н. Саниной, не меньше пользы приносит эта работа и наставнику.

– Работа с молодыми специалистами помогает повысить мою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии, общаюсь с молодыми коллегами, приобретаю новые взгляды на развитие и воспитание детей, – отмечает Любовь Николаевна.

Сегодня можно говорить о результатах работы:

  • создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;
  • применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
  • молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
  • у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс;
  • молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.