Сейчас она — учитель истории и обществознания школы №43, лауреат областного этапа конкурса «Учитель года» и строгий классный руководитель девятого выпускного класса.
Как влюбить детей в историю, за что она ставит двойки и почему ученики называют ее фудблогером, Г.А.Куштель рассказала «Шахтинским известиям».
Вдохновляла команда поддержки
— Расскажите, пожалуйста, об участии в областном этапе конкурса «Учитель года».
— Я принимала участие как победитель муниципального этапа прошлых лет: в 2020 году стала одним из победителей конкурса «Учитель года» в Шахтах. В этом году мне предложили поучаствовать в областном конкурсе в номинации «Учитель года». Он проходил в поселке Каменоломни. Я основным направлением выбрала историю. В первом туре прошли два конкурсных испытания. Из 60 участников осталось 15. После нас ожидали еще два испытания. Одно из самых напряженных — «Мастер-класс». И в тот же день — разговор с министром образования Ростовской области Тамарой Шевченко.
Сначала я поставила перед собой задачу минимум – попасть в «пятнашку». А когда вошла в нее, поняла, если постараться, можно достичь и большего. Большую помощь мне оказал клуб «Профессионал», действующий у нас в Шахтах, — в него входят победители и призеры конкурса «Учитель года» муниципальных и областных этапов. Это была мощная моральная и практическая поддержка.
Большую помощь мне оказывал и педагогический коллектив моей школы №43. Директор Марина Поддашкина заботилась буквально о каждом моменте. И, конечно, поддерживала моя семья, без которой я бы не справилась. Особо хочу отметить помощь сотрудников Центра хранения архивных документов г.Шахты: заместителя директора Викторию Мартыненко и руководителя отдела цифровизации Александра Зубкова. Они помогли мне собрать материал, по которому я подготовила свой урок и мастер-класс. Было непросто, но я понимала, какая мощная команда поддержки за мной, и это очень вдохновляло.
— Как Вы пришли в профессию?
— Образование у меня педагогическое, причем «двусоставное». Первые курсы я училась в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, а заканчивала образование уже в России, в Ростовском государственном педагогическом университете. Сначала по специальности не работала, занималась журналистикой. После рождения дочери работала в сфере дополнительного образования, потом пришла в школу рядом со своим домом, в ней учился мой сын и учится дочь. Так я окончательно пришла в свою профессию по специальности, и сейчас этим очень довольна.
— Почему выбрали именно историю?
— Совершено случайно. В школе мечтала быть журналистом, бредила этой профессией с седьмого класса. Но на факультет журналистики у меня с первого раза поступить не получилось. А когда я встретила своего будущего мужа, он сказал мне, если я хочу быть журналистом, мне не нужно профильное образование – достаточно получить универсальное. А самое универсальное – историческое. У меня были замечательные преподаватели, которые меня влюбили в отдельные исторические периоды страны. История стала тем, о чем я пишу и о чем говорю, что я преподаю.
Терпение, строгость и любовь
— Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?
— Больше всего мне нравятся мои дети. Я редко говорю «мои ученики», обычно называю их ласково: мои карапузики, мои покемоны… Хотя карапузики бывают выше меня на две головы. Мне нравится взаимодействовать с детьми, нравится их удивлять. Ведь история и обществознание – это новые открытия. Я всегда говорю: история – это сериал с пока что открытым финалом. Иногда даже свои уроки я начинаю со слов: «итак, в предыдущих сериях…» или же «ранее в сериале…».
— Какие качества являются самыми важными для учителя?
— Для участия в конкурсе нужно было одной цитатой сформулировать свое педагогическое кредо. И я выбрала высказывание замечательного танцора и педагога Николая Цискаридзе: «Все, что мы можем дать нашим детям — это любовь и образование». Поэтому педагог должен быть невероятно дружелюбным и отзывчивым. Он должен уметь соблюдать баланс между строгостью и умением пойти навстречу ученику. Я — строгий преподаватель, всегда задаю домашнее задание, в том числе на 31 декабря, в день рождения и другие праздники. И оно должно быть выполнено, иначе — двойка. Но при этом я всегда даю возможность исправить неудовлетворительную оценку. Педагог я требовательный, и, считаю, таким учитель и должен быть.
— Как увлечь детей историей?
— Сделать это достаточно просто. История — не только даты, личности и сложные термины или названия. Я, например, часто рассказываю детям исторические анекдоты, какие-либо забавные случаи. Преподавать нужно эмоционально, заставлять детей переживать, выстраивать диалоги, «оживлять» историю. Я делаю это с помощью артефактов. Когда на урок истории приношу предмет того или иного времени, я будто отправляю учеников в путешествие, а артефакты – это машина времени. Показываю книгу XVIII века, говорю ребятам: «Представьте, эту книгу листал человек, который жил 300 лет назад». Или демонстрирую монеты, которыми расплачивались во времена Иоанна Грозного. Такой формат «зажигает» детей. Я понимаю, что каждого ребенка историей не увлеку, и это абсолютно нормально. Но, если мне удается зажечь хотя бы двух-трех детей в классе — моя миссия выполнена.
История – дело семейное
— 2024 год объявлен Годом семьи. Расскажите о Вашей семье. Какие семейные традиции Вы поддерживаете?
— Моя семья живет в двух странах. Мама и сестры живут в Белоруссии, в Бресте, в Минске. Но и они мне помогали в подготовке к конкурсу «Учитель года». Некоторые элементы мне нужно было связать с Белоруссией, я хотела показать свою мультикультурность, и часто обращалась за помощью к родным.
С мужем в этом году мы отмечаем серебряную свадьбу. Супруг тоже историк по первому образованию. Воспитываем двоих детей. Сын Александр учится на истфаке, увлекается археологией. Дочь Катя — ученица восьмого класса, ей тоже нравится история, но при этом она делает упор на культурологию. Сейчас готовит научно-исследовательские работы, в основном связывает их с изобразительным искусством, скульптурой, архитектурой. Мы шутим, что у нас в семье действует разделение труда: муж – специалист по древней истории, первобытность, античные времена, я специализируюсь на Средних веках, а дети – на XX веке. Так что, если нам нужна консультация, мы просто обращаемся друг к другу.
Каждый год 9 Мая мы всей семьей обязательно смотрим киноэпопею Юрия Озерова «Освобождение». Особенно всегда стараемся посмотреть четвертый фильм — «Битва за Берлин».
Еще одна традиция – во время каждой нашей поездки в Беларусь посещаем Брестскую крепость.
Курс на экзамены
— Как проводите свободное время?
— Я очень люблю путешествовать, и всевозможные поездки для меня всегда на первом месте. Я много путешествую по России, езжу в Беларусь. Люблю йогу – она помогала мне бороться с напряжением в дни проведения областного конкурса «Учитель года». Каждое утро я вставала в пять утра, расстилала коврик и занималась йогой.
Люблю читать. Могу одновременно читать несколько книг. На пробежке, например, слушаю аудио- книгу, днем могу почитать электронную, но вечером у меня в руках можно увидеть только бумажную книгу.
У меня два любимых произведения: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкина.
Я обожаю готовить. Мои ученики даже называют меня фудблогером: я часто выкладываю фотографии приготовленного блюда на страничке в «ВКонтакте». Люблю экспериментировать: готовлю блюда и азиатской, и европейской кухни, пробую разные интересные сочетания. Мое любимое блюдо – утка конфи, заказываю ее в любом заведении, где она есть в меню.
— Ваши планы на будущее?
— Мой мастер-класс, который я давала в рамках конкурса, заставил меня задуматься над тем, что эту сферу деятельности можно расширить, подготовить отдельные серьезные занятия, связанные вообще с артефактами, либо отдельно со старинными книгами, монетами. И, конечно, мой план на ближайшее время – сделать так, чтобы все мои ученики сдали выпускные экзамены. У меня сильный класс, дети очень целеустремленные, уверена, что все получится.
Конечно, буду наслаждаться последними днями рядом со своими учениками, ведь многие будут уходить из школы. Это мой первый выпуск, все ребята для меня – самые родные и любимые, расставаться будет тяжело.