Пожалуй, не найдется такого водителя, кого хотя бы раз не останавливал на дороге инспектор ГИБДД. И наверняка есть те, кому не удавалось по взмаху полосатой палочки быстро перестроиться из левых рядов к обочине, чтобы тут же припарковаться для проверки документов и общения с представителем власти.

Как поступить, если автомобилист проехал патрульную машину и остановился слишком далеко от гаишников? Ждать когда инспектор подойдет сам или сдавать задом по обочине в нарушение правил?

Ведь за такой маневр можно схлопотать штраф в размере 1500 рублей. А в лихие девяностые нечестные на руку сотрудники могли специально создавать такие ситуации, чтобы заработать денег на водителях.

Ждать или подойти самому

На сегодняшний день действия инспекторов ДПС при остановке водителей и проверке документов, а также привлечения их в качестве свидетелей или понятых четко регламентированы. Основные моменты прописаны в административном регламенте (Приказ МВД РФ от 23.08.2017 N 664).

В частности в пункте 86 этого документа сказано, что подавая сигнал об остановке водителю, сотрудник ГИБДД должен указать рукой или жезлом место, где следует припарковать транспортное средство. При этом в регламенте не оговорено расстояние от патрульной машины до авто, которое остановили для проверки.

Зато в пункте 89 говорится, что остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки и изложить требование о передаче необходимых для проверки документов.

Таким образом, по закону водитель, независимо от расстояния между местом его остановки по требованию сотрудника ГИБДД и патрульной машиной правоохранителей, имеет право дождаться инспектора не выходя из авто. Гаишник же должен сам подойти к нему.

 

Сдавать ли задом по требованию гаишника

Однако порой имеет место другая ситуация. Например, инспектор поздно подал сигнал об остановке водителю и тот, не успевая сразу же прижаться к обочине, встал достаточно далеко от него. Затем гаишник жестом позвал автомобилиста подъехать к нему в нарушение правил. Либо если сотрудник ГИБДД изначально указал для парковки транспортного средства место, где остановка запрещена ПДД.

Эти ситуации, равно как ответственность гаишника и автовладельца за действия в них, также оговорены законом. Пункт 6.15 ПДД обязывает водителей и пешеходов «выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки».

Таким образом, инспектор может остановить машину в нарушение Правил дорожного движения там, где находится патрульная машина со специальными световыми сигналами. По закону это место становится местом проведения досмотра и в этой зоне дорожные знаки временно не действуют.

А значит водитель может не бояться следовать указанию гаишника. Ведь штраф за это ему не грозит. Кстати в административном регламенте также указано, что в случае остановки транспортных средств в запрещенных ПДД местах, инспекторы должны принять все необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

Где нельзя останавливаться

Напомним, что согласно пункту 12.4 Правил дорожного движения остановка транспортных средств запрещается в частности:

  • на трамвайных путях и вблизи от них, если это помешает движению трамваев;
  • на ж/д переездах, в тоннелях, на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними;
  • в местах, где расстояние между разделительной полосой и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов при видимости дороги менее 100 м;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части;
  • ближе 15 м от остановок маршрутного транспорта и стоянок легковых такси;
  • в местах, где авто закроет другим водителям сигналы светофора, дорожные знаки, или будет мешать движению других участников;
  • на полосе для велосипедистов.

Источник: auto.mail.ru