Проблемы противодействия коррупции стали актуальными не только в Российской Федерации, обсуждается и зарубежный опыт противодействия коррупции. Борьба с коррупцией имеет исторические корни, но проблема остается актуальной и в настоящее время.

На основании ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора, в частности, является исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 

Полномочия прокуратуры в сфере противодействия коррупции реализуются в том числе при проведении прокурором антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц в соответствии со ст. 9.1 Закона о прокуратуре.

В Приказе Генпрокуратуры России от 10.10.2022 N 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» (далее — Приказ Генпрокуратуры N 581) установлены, в частности, следующие полномочия прокуратуры в этой сфере:

  • осуществлять защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, оказывать им необходимую правовую помощь, а также защиту имущественных прав граждан, организаций и государства в случае их нарушения в результате совершения коррупционных правонарушений (п. 2.2 Приказа Генпрокуратуры N 581);
  • с целью получения данных о коррупционных правонарушениях, а также их предупреждения наладить и поддерживать взаимодействие с общественными объединениями, иными институтами гражданского общества, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности, в том числе в области антикоррупционного просвещения; на системной основе проводить мониторинг публикаций средств массовой информации с целью выявления сведений о коррупционных правонарушениях и преступлениях и рассмотрения вопроса об организации по ним проверочных мероприятий (п. 2.3 Приказа Генпрокуратуры N 581);
  • при наличии информации о нарушении организациями требований законодательства о противодействии коррупции проверять соблюдение ими положений ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции (п. 2.4 Приказа Генпрокуратуры N 581);
  • регулярно проверять соблюдение требований, установленных законодательством РФ, в целях противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; во взаимодействии с уполномоченными государственными органами принимать меры, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям в сфере закупок, акцентируя внимание на выявлении и пресечении фактов откатов, хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний (п. 2.5 Приказа Генпрокуратуры N 581);
  • систематически проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции в поднадзорных федеральных органах исполнительной власти, законодательных и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, органах военного управления, органах контроля, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, на служащих (работников) которых в соответствии с требованиями федеральных законов распространяются ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также обязанности, установленные законодательством в целях противодействия коррупции; в ходе таких проверок акцентировать внимание на выявлении значимых коррупционных правонарушений, прежде всего связанных с нарушениями уголовного законодательства либо влекущих увольнение виновных в связи с утратой доверия (п. 2.6 Приказа Генпрокуратуры N 581);
  • при осуществлении надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности особое внимание уделять организации своевременной проверки вынесенных органами предварительного расследования постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям; обеспечить незамедлительное представление в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции первичной информации о таком процессуальном решении с последующим направлением сведений о результатах изучения материалов уголовного дела (п. 4.6 Приказа Генпрокуратуры N 581);
  • при организации поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности обеспечивать участие в судебном рассмотрении наиболее значимых и резонансных уголовных дел работников отделов (старших помощников, помощников прокуроров) по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (п. 4.7 Приказа Генпрокуратуры N 581).