На часах 9:35. По расписанию звонков обычного школьного дня в лицее № 6 должна начаться перемена. Но сейчас звонок не звенит, а в холле — тишина.

Так тихо, что слышны шаги, когда поднимаешься по пустой лестнице на второй этаж. Молчаливая школа в разгар учебного дня. Непривычно.

И вдруг из приоткрытой двери кабинета начальных классов раздается детский голос.

Пустые парты

— Идет урок, — улыбается директор лицея № 6 Наталья Пономарева.

Заглядываем в класс. Стоят в ряд пустые парты. У интерактивной доски учитель записывает решение примера деления в столбик под диктовку. А бодрый голос ученицы 3 «В», доносящийся из ноутбука, продолжает: «217, уголок, разделить на 7. Два на семь не делится. 21  — это первое неполное делимое».

— Ребята, я еще раз переключусь, посмотрю, кто со мной на связи? — закончив записывать решение примера, садится за компьютер учитель начальных классов лицея № 6 Светлана Десятниченко. — Поднимите, пожалуйста, ручку.

На мониторе рядом с фамилиями учеников загораются красным значки в виде раскрытых ладошек. Таким же образом ребята, как и на обычном уроке, могут обратить внимание учителя на себя и задать интересующий их вопрос.

— Урок начинается в 8 часов утра. В 7:50 мы подключаемся к сайту «УЧИ.РУ». Там мы проводим виртуальный урок с классом. Я объясняю сложный материал, общаемся с детьми на сайте. После этого они получают самостоятельную работу, которую выполняют дома и к определенному  времени присылают, — описала проведение урока  в условиях дистанционного обучения Светлана Десятниченко. — Сегодня я ребятам показала их класс, пустые парты. Для них это оказалось непривычно и необычно. Они удивились, что у них так пусто. Детям нравится новый вид работы, конечно. Плюсы обучения в том,  что ребята стали меня внимательнее слушать на таком уроке. Из минусов могу назвать то, что рано начинается рабочий день, проверка выполненных работ учеников иногда заканчивается поздно вечером. Каждый день я отправляю в личных сообщениях оценки ребят, описываю ошибки, которые они допускают. Что касается успеваемости, то есть те, кто стал немного лучше заниматься. Я так понимаю, что здесь, возможно, сказывается помощь родителей, которые тоже находятся дома. Вернемся в школу — посмотрим.

Подготовки стало больше

Учитель математики лицея № 6 Ирина Коринякина также отмечает, что с переходом на дистанционное обучение подготовки стало больше у всех: и у детей, и у взрослых. Есть сложности и с технической точки зрения. Во-первых, из-за большого посещения образовательных сайтов некоторые платформы виснут. Во-вторых, не у всех учеников дома есть компьютеры.

В 3 «В» классе лицея № 6 проходит дистанционный урок математики.

— В данном случае мы работаем на платформе  «УЧИ.РУ». Теоретический материал мы с ребятами разбирали, теперь они решают задания. Я могу видеть статистику класса, кто выполнил задания, на какой стадии. Для проверки учеников старших классов сайт — идеальный вариант, — подчеркивает учитель математики. — Успеваемость изменилась в том плане, что нам, учителям, когда школьники на дистанционном обучении, легче увидеть их работу, потому что мы требуем прислать ее. А списывают они и на уроках, не только дома.

Как рассказала Наталья Пономарева, на сайте лицея есть специальный раздел — «Дистанционное обучение», в который могут зайти родители, ученики, учителя. Там есть подразделы: расписание занятий, режим работы, задания по всем предметам. Также учтено использование компьютеров согласно СанПиН.

— На самоизоляции удаленно работает 41 педагог из 52. Девять человек приходят и ведут уроки из здания лицея. Уроки  заканчиваются в 10:50. С 11:00 до 13:00 идет время консультаций. Каждый день классные руководители отчитываются о том, кто из детей сегодня не может приступить к дистанционному обучению  по причине болезни, — рассказывает она. — Школа скучает без учеников, они ей нужны. Дети — это наша жизнь. И без них действительно плохо.

Кабинет в мониторе

В 10:27 у 4 «Б» класса  в школе № 21 основные уроки уже закончились. И теперь началась самоподготовка. У ребят сейчас  полчаса чтения. Они должны самостоятельно дома читать рассказ Николая Носова «Федина задача» и отвечать на вопросы.

 — На обычном школьном уроке у нас сейчас началась бы актуализация знаний, мы бы обсудили тему прошлого урока, скорее всего, провели бы какой-то тест или небольшой срез знаний. Потом бы познакомились с творчеством Носова. В течение 15 минут мы бы читали по цепочке, затем — проанализировали этот рассказ или прочитанный фрагмент и выполнили бы закрепляющее упражнение. Наверное, я бы какие-нибудь карточки раздала, — отмечает учитель начальных классов школы № 21 Александра Воронова.

Она указывает на монитор, где открыта образовательная платформа.

—  Вот так, кстати, теперь выглядит наш кабинет. Здесь происходит обратная связь, ежедневные задания. Это наша доска — не зеленая, а беленькая, — улыбается учитель. — Сегодня по расписанию дистанционное обучение и самоподготовка. По основным предметам, русскому языку и математике, я скидываю детям ссылки на образовательные платформы, даю задания. Чтение и физкультура проходят в формате самоподготовки.  Детям хочется показать, что они занимаются. Поэтому у меня весь WhatsApp заполнен фотографиями и видео, как они, например,  выразительно читают стихотворения.

 

В это же  время у  5 «Б» класса школы № 21  начинается урок английского языка.

— Ребята, как слышно меня? Алина, София, где вы? — обращается к ученикам через монитор планшета учитель английского языка Инна Курбатова.

— Инна Юрьевна, у меня что-то черный экран. Теперь все нормально, — доносится из планшета.

У  5 «Б» класса школы № 21  начинается урок английского языка. Ученики и учитель общаются онлайн.

— Lets begin our lesson? Good morning my boys and girls (Начнем наш урок? Доброе утро,  мои мальчики и девочки), — здоровается с ребятами учитель.

Она признается, что новый формат обучения учит детей не только самостоятельности, но и общению с дистанционными партнерами.

— Естественно, ученики выполняют школьную программу. Но дистанционное обучение всех прикрепило к тому, что они должны заходить на дополнительные образовательные платформы, а это  — развитие. В моем случае, в изучении английского языка, ученики слышат другого преподавателя,  разную английскую речь. Из минусов могу назвать то, что мы не видим друг друга. Ребята скучают. Мало общения, конечно.

С 6 апреля школы, лицеи и гимназии города Шахты начали работу в формате дистанционного обучения в условиях домашней самоизоляции детей. Обучение осуществляется с помощью общедоступных федеральных электронных ресурсов. В целом по городу на дистанционное обучение с использованием электронных ресурсов перешли более 80% обучающихся.

Олег Сергеевич Марченко, учитель английского языка МБОУ СОШ №1 г.Шахты. Урок-дискуссия «Будущее города» в 11 классе.

Мария Левченко, учащаяся 4 «В» класса, и Александра Левченко, учащаяся 5 «В» класса, МБОУ СОШ №27 г.Шахты.

 Олеся Петровна Храбрая, учитель математики МБОУ СОШ №23 г.Шахты.

 Светлана Николаевна Рысенкова, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 г.Шахты, проводит индивидуальную консультацию с учащимся 2 «Б» класса Степаном Масловым.

Ксения Бут, учащаяся 1 «А» класса МБОУ СОШ №32 г.Шахты, на уроке безопасности с помощью платформы Учи.Ру (учитель Наталья Васильевна Черкасова).