Поскольку сделка совершается на вторичном рынке, важно внимательно проверить состояние машины еще до момента оплаты и подписания договора. Для этого можно обратиться к профи-подборщикам либо провести ревизию самостоятельно. Объясняем, на что стоит обратить внимание при покупке авто с рук и как избежать лишних трат.

Без посредников

Перед покупкой автомобиля важно проверить, соответствует ли он данным, указанным в документах и в объявлении. Также следует внимательно осмотреть его, чтобы убедиться в отсутствии следов перекрашенных деталей, ДТП, скрученного пробега или работы в такси. Кроме того, стоит проверить, не находится ли автомобиль в угоне или в залоге у банка.

Некоторые дефекты могут быть некритичными, особенно если покупатель знает о них и это учтено в цене. Однако иногда продавцы пытаются скрыть наличие ремонта или темную историю транспортного средства. Если в объявлении о продаже скрыты номера авто, не указан VIN-код или цена заметно ниже рыночной, это повод насторожиться.

Хорошие автомобили быстро раскупают, поэтому обратите внимание на дату публикации объявления. Если оно было размещено несколько месяцев назад, это может указывать на проблемы с машиной.

Рынок подержанных автомобилей давно перебрался в онлайн-пространство. Такие сайты, как Авито и Auto.ru, предлагают огромный выбор моделей. И тут важно помнить, что среди продавцов встречаются как честные, так и недобросовестные.

Выгоднее всего сотрудничать с реальными владельцами автомобилей — выше шанс купить добротную машину, к тому же они обычно объявляют реальную стоимость. Перекупщики цену накручивают и, как правило, не могут толком рассказать, как машина эксплуатировалась.

Автосалоны также предлагают широкий ассортимент легковых автомобилей в различном состоянии. Здесь поиск подходящего варианта может занять больше времени. Зато будет сразу несколько вариантов на выбор, а также возможность оформить возврат в течение 14 дней.

После того как вы нашли подходящую машину, следует задать продавцу несколько важных вопросов:

  • Кто владелец, на кого зарегистрировано транспортное средство.
  • Государственный номер.
  • VIN-код.
  • Номер свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС).
  • Номер паспорта транспортного средства (ПТС).
  • Оригинальный ли он или дубликат, много ли людей туда вписано.
  • Какой пробег.
  • Где проходило техническое обслуживание и ремонт.
  • Когда в последний раз обновляли технические жидкости и расходники.
  • Какие запчасти были заменены.
  • Случались ли аварии.
  • Готов ли владелец к диагностике на станции техобслуживания.

Затем следует проверить историю автомобиля по базам данных. Для этого понадобится VIN-код — индивидуальный идентификационный номер машины. Если продавец не желает его предоставить, от покупки лучше отказаться.

Проверить автомобиль по VIN-номеру можно как на государственных, так и на коммерческих сайтах. Из базы ГИБДД мы узнаем, кто и когда регистрировал автомобиль, попадал ли он в аварию (эти данные доступны с начала 2015 года), находится ли в розыске и есть ли ограничения на регистрационные действия.

Кроме того, эти же сведения, а также информацию о неуплаченных штрафах можно получить, посетив любую дежурную часть ГИБДД вместе с продавцом. При себе необходимо иметь паспорт, ПТС и СТС.

Сервис Федеральной нотариальной палаты подскажет, не является ли транспортное средство залоговым имуществом и есть ли доверенность на продавца, если он не собственник.

На сайте Федеральной службы судебных приставов можно проверить владельца автомобиля по ФИО и дате рождения. Если в отношении владельца авто нашлись исполнительные производства, то приставы могут наложить запрет на регистрационные действия и у вас не получится поставить авто на учет.

На «Госуслугах»  можно проверить, соответствуют ли технические данные автомобиля тем, что указаны в ПТС и СТС. Если есть расхождения, скорее всего, документы поддельные. Кроме того, на портале можно узнать, сколько владельцев было у автомобиля, не находится ли он в розыске или залоге, а также уточнить, нет ли ограничений на регистрационные действия.

Заказать полный отчет по машине можно на крупных платных сервисах, таких как «Автотека», «Автокод», «Авто.ру». За 200–300 рублей вы сразу узнаете всю «биографию» автомобиля: сколько раз его ремонтировали, где он проходил техобслуживание и какой пробег был при предыдущей продаже.

Проверяем документы

Нечестные продавцы могут намеренно подменить VIN в объявлении, указав идентификатор от другого авто с хорошей историей. Поэтому при осмотре самой машины опять же начинаем с поиска VIN-кода. Он находится на табличке под лобовым стеклом, под капотом, на центральной стойке кузова либо на раме автомобиля.

Важно, чтобы код совпадал с данными, указанными в документах, а табличка или наклейки выглядели нетронутыми. Это будет свидетельствовать о том, что перед вами именно тот автомобиль, который был заявлен в объявлении.

Перебитый VIN говорит о том, что машина могла быть угнана и при попытке регистрации в ГИБДД на нее просто наложат арест. Если код под капотом проржавел, то с постановкой на учет тоже возникнет заминка: решение останется за инспектором.

Проверив VIN-код, внимательно изучаем документы: ПТС и СТС, паспорт продавца. Больше доверия вызывает оригинал ПТС. Дубликат могли выдать взамен утраченного, и есть риск, что автомобиль был угнан или списан страховой компанией после серьезной аварии.

Причину замены ПТС обычно указывают в графе «Особые отметки». Если продавец — частное лицо, то он должен быть вписан в ПТС как собственник автомобиля.

Под слоем лака

Во время осмотра машина должна быть чистой и сухой, а площадка для осмотра — хорошо освещена, поэтому не стоит назначать встречу на позднее время суток и в плохую погоду.

На вторичном рынке авто с заводским лакокрасочным покрытием ценятся выше остальных, поскольку это свидетельствует об отсутствии аварий. Конечно, с возрастом любой автомобиль требует подкрашивания, но важно выяснить причину. Если закрасили царапину или пятно ржавчины, это приемлемо. Куда хуже, если продавец выдает за косметические процедуры ремонт после ДТП, в котором деформировалась несущая, силовая часть кузова. Будучи восстановленной, она не гарантирует безопасность водителя и пассажиров при повторной аварии.

У экземпляра с заводским лакокрасочным покрытием все металлические детали — крылья, двери, капот — должны блестеть равномерно и не отличаться по тону. Сравнивайте оттенок краски, ищите подтеки. Для проверки покрытия возьмите с собой прибор, который измеряет толщину краски и помогает определить, есть ли под лаком шпатлевка. Он так и называется — толщиномер.

Откалибруйте прибор и приложите к кузову перпендикулярно — на дисплее появится значение в микронах (мкм). Сделайте замеры в разных местах на каждом элементе — в центре и по периметру. Лакокрасочный слой на силовой части кузова не должен превышать 80–100 мкм.

 

Обратите внимание на равномерность стыков, присмотритесь к зазорам, то есть к расстояниям между кузовными панелями. Если они отличаются по ширине между аналогичными деталями справа и слева, скорее всего, было столкновение либо некачественная сборка. То же относится к внутренней поверхности крыльев — в заводском состоянии она гладкая и ровная.

Резиновые уплотнители должны плотно прилегать к дверным проемам. Если они болтаются, вероятно, их снимали. Вы можете проверить это самостоятельно: снимите резинки и загляните под них — там должны просматриваться круглые точки сварки, которые обеспечивают жесткость кузова. Если они разорваны, а затем сварены заново, останутся швы. Следовательно, кузов был сильно деформирован и может не выдержать перегрузок.

Камера, мотор

В ДТП часто трескаются стекла, после чего их заменяют, и не всегда на оригинальные. На заводских стеклах стоит фирменный логотип и год производства, который должен совпадать с датой выпуска автомобиля.

Иногда маркировка может быть чуть старше автомобиля: к примеру, авто 2015 года, а стекла — 2014 года. Если стекло выпустили позже самого авто, значит, его меняли. При ремонте часто ставят дешевые китайские SAT, Xyg, Benson. Возможно, дело и не в аварии — его могли поменять из-за прилетевшего в него камня или ограбления. Но причину выяснить стоит.

Далее смотрим, как обстоят дела с болтами, которые соединяют передние крылья с кузовом, бампер с передней панелью, капот — с петлями, а агрегаты — между собой. Болт с завода обычно гладкий, без заусенцев, если же его откручивали, на нем останутся следы от гаечного ключа. Полосы герметика на стыках панелей тоже должны быть равномерными. Нажмите на герметик ногтем: если он восстановит форму, значит, заводской, а если нет — кустарный.

Изучите с фонариком внутренние силовые элементы — лонжероны и полки крыла. Их поверхность должна быть ровной, без заломов, трещин, следов сварки и злостной коррозии. Слой краски внутри кузова не должен превышать 150 мкм по толщиномеру.

Идеальная чистота под капотом — не лучший сигнал. Мало кто уделяет внимание чистоте в этом пространстве, если только не хочет скрыть подтеки масла или других технических жидкостей. Если обнаружится течь, придется ехать на СТО. Специалисты помогут определить, в чем неисправность, и оценить стоимость ремонта.

Добрый знак — если пыль под капотом лежит ровным слоем, не бросаются в глаза новенькие детали и внутренние крепления каркаса выглядят нетронутыми. На «родных» деталях обычно есть стикеры или маркировка с указанием даты производства: она должна совпадать с годом выпуска автомобиля.

Включите кондиционер и проверьте эластичность резиновых шлангов, работу компрессора.

Загляните в глушитель: он не должен иметь трещин на креплении, отверстий в патрубке и искрогасителе, иначе выхлоп будет реветь. Если машина «пробегала» более 100 тыс. км, то цвет выпускного коллектора двигателя станет коричневым.

Заведите двигатель и прислушайтесь: звук должен быть ровным и ритмичным, даже если поддать газа. Посторонние звуки, металлический лязг и звон, глохнущий мотор — повод для диагностики в сервисе: надо будет проверить газораспределительный механизм, замерить компрессию, сделать эндоскопию.

Проверьте моторное масло с помощью щупа. Темное и вязкое, как гудрон, — значит, давно не меняли, слишком низкий уровень — где-то неисправность, к примеру, рассохшийся сальник.

Вежливый тест-драйв

Обследовать ходовую часть без подъемника не получится, так что попросите продавца уступить вам место за рулем для пробной поездки. Если у машины ОСАГО с ограничениями, то займите пассажирское сиденье, чтобы не нарушать ПДД.

Стук подвески при переезде через лежачего полицейского и длительная раскачка после препятствия выдаст неисправность. Оцените работу коробки передач: переключение должно быть четким и плавным, без рывков. Коробка передач — один из самых дорогих компонентов, ее ремонт может обойтись в десятки тысяч рублей, а замена — и в сотни. На машине с «механикой» протестируйте каждую передачу. При движении они не должны вылетать на нейтральную скорость. На «автомате» попробуйте плавно затормозить, чтобы коробка переключилась обратно. Это должно происходить без задержек.

Для проверки рулевой рейки покрутите руль на заведенном, но неподвижном авто — по-хорошему тоже не должно быть никаких постукиваний.

И напоследок — состояние салона. По нему можно косвенно определить пробег машины, если только водитель не перфекционист. Следы интенсивной эксплуатации чаще всего остаются на руле, водительском кресле, рычаге коробки передач, обивке. Их «убитый» вид говорит о большом пробеге. Приемлемым считается пробег примерно в 30 тыс. км за год.

Недобросовестные продавцы зачастую скручивают показания одометра, поэтому реальный километраж можно определить лишь по косвенным признакам. Например, по стертой педали тормоза и просиженному сиденью. Не исключено, что такое авто проехало несколько сотен тысяч километров. В таком случае покупателю придется смириться с частыми поломками и чаще менять расходники.

Если в автомобиле предусмотрены подушки безопасности, стоит обратить внимание и на них. В случае аварии такая система безопасности разрывает обшивку панели приборов, и на месте ее вылета остаются следы. Обычно в процессе восстановления панель обшивают заново, и это можно определить по текстуре материала. Если снять торцевые крышки, то на месте модуля подушки безопасности будет пустота.

Также перепроверьте электронику: свет, обогрев, центральный замок, стеклоподъемники, дворники, приборную панель. И желательно сделать это повторно еще и в день покупки: бывали случаи, когда продавец изначально демонстрировал, к примеру, мощь музыкальных колонок, а потом половину из них снимал и оставлял себе.

По рукам!

Даже если вы не обнаружили ни одного дефекта в ходе осмотра и тест-драйва, специалисты рекомендуют пройти предпродажную диагностику в сервисе. Это позволит выявить скрытые недочеты, о которых, возможно, не подозревал даже сам владелец. Диагностика у официального дилера обычно дороже, но там применяется сертифицированное оборудование, а мастера знают особенности конкретной модели машины. Такую процедуру обычно оплачивает покупатель, но, если дефекты будут найдены, это будет дополнительным поводом для снижения цены авто. Договорились о стоимости — заключайте сделку.

К слову, по данным платформы «Авито Авто» предложение легковых машин с пробегом в 2024 году увеличилось на 34,9%, средняя цена составила 950 тыс. рублей, а самым популярным авто в августе стал ВАЗ (LADA) Priora.

Подводим итоги

Если цена подержанной машины на треть ниже средней по рынку, это должно насторожить. «Пробивайте» интересующие вас машины и их владельцев по открытым базам — многие предложения отпадут еще до момента осмотра. Осматривайте автомобиль при ярком освещении. Возьмите с собой толщиномер и фонарик. Убедитесь, что продавец вписан в ПТС, а сам документ — оригинал.

Внешний вид салона может рассказать больше, чем показания одометра. Если автомобиль вам понравился, проведите компьютерную диагностику в сервисе: в дальнейшем это поможет сэкономить на техобслуживании, и сделка будет выгодна обеим сторонам.

 Источник: Объясняем.рф