Уже с 9 февраля за богослужениями начинают использовать Постную Триодь.
Великий пост предваряют четыре подготовительные недели (воскресных дня) и последующие за ними седмицы.

Подготовительные недели и седмицы представляют собой период времени, необходимый для подготовки православных христиан к посту и покаянию. Приготовительные службы в храмах в эти дни посвящены сотворению мира и человека. Они напоминают о грехопадении наших прародителей, а также о явлении на землю Иисуса Христа.

9 февраляНеделя о мытаре и фарисее.

На воскресной утрене (служится накануне, в субботу вечером) впервые в этом году поются умилительные стихиры «Покаяния отверзи ми двери». На Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18, 9-14) – притча о мытаре и фарисее, учащая не гордиться, а быть смиренными.
Последующая седмица с 10 по 15 февраля – сплошная, поста в среду и пятницу нет.

16 февраляНеделя о блудном сыне.

На утрене впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских…», который напоминает человеку о том, что он – пленник греха, и освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним, начиная с малейших греховных помыслов. На Литургии предлагается притча из Евангелия от Луки о блудном сыне (Лк. 15, 11-32), напоминающая о слабости человека и о Божьем милосердии – нужно лишь сделать шаг навстречу Богу.

Последующая седмица с 17 по 22 февраля – мясопустная, последняя перед Великим постом, когда на трапезе вкушают мясо. На этой седмице возобновляется пост в среду и пятницу.

 

22 февраля – Вселенская родительская мясопустная суббота.

Накануне, вечером пятницы, в храмах совершается особое богослужение – парастас (греч. «предстояние», «ходатайство») – великая панихида по всем усопшим православным христианам.

23 февраля – Неделя мясопустная, о Страшном суде.

На Литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 25, 31-46), который напоминает о Втором Пришествии Христа и предстоящем Страшном суде, когда праведники унаследуют жизнь вечную, а грешники – вечные муки. На утрене (в субботу вечером) поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…».
Заговенье на мясо – последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

Последующая седмица с 24 февраля по 1 марта – сырная (масленица), сплошная, поста в среду и пятницу нет. Из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение яиц и молочных продуктов: сыра, масла, сметаны, а также рыбы.
Начиная с этой седмицы молитвы из Постной Триоди используются на службе каждый день. В среду и пятницу на сырной седмице Литургия не совершается, в эти дни (и по вечерам накануне) впервые читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которая является одной из важнейших молитв Великого поста.

2 марта – Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 6:14-21), в котором Христос говорит о необходимости прощать всех, если сами хотим получить от Господа прощение.
Заговенье на Великий пост – последний день, когда вкушаются молочные продукты, яйца, сыр и рыба.
За богослужением на вечерне священники переоблачаются в великопостные одеяния черного цвета. После вечерни совершается чин прощения: верующие просят друг у друга прощения за все вольные и невольные обиды – чтобы, примирившись со всеми, достойно войти в пост.

О сути первой подготовительной Недели к Великому посту рассказывает иерей Даниил Зырянов, священник Покровского кафедрального собора г.Шахты.