Если прикоснуться к истории работы Шахтинского аэроклуба, то можно узнать много интересного.
Сколько ребят, посещавших его в довоенное время, стали героями! Среди них и военный летчик, Герой Советского Союза Александр Никифорович Колесников. О нем сегодняшний рассказ.
Путевка в жизнь
Несколько ребят, среди которых был и Саша Колесников, внимательно слушали летчика-инструктора. Но вот прозвучала команда: «На взлет!» Все устремились к стоявшему на поле самолету. Вскоре тот взмыл в небо. Для одних ребят этот полет был первым. На их лицах видно волнение и даже страх.
Александру вспомнилось, как и он впервые летел на зеленокрылой машине с надписью «ДОСААФ» на борту. Восторженно смотрел, как земля стремительно уходила вниз. А небо было совсем рядом! Казалось, протяни руку и дотронешься до облака. На горизонте показались крыши домов Сидорово-Кадамовского поселения. Там Саша родился. Самолет сделал вираж. Под крылом стали видны улицы Артемовского района города. Здесь он с родителями жил с раннего детства. Все тут знакомо. Вот школа, где он, окончив семь классов, поступил в горнопромышленное училище. Затем была работа электрослесарем по ремонту оборудования на шахте имени Артема.
И все это время Александр с удовольствием посещал аэроклуб. Многие ребята той поры хотели стать летчиками, как легендарный Валерий Чкалов. И вот мечта Саши Колесникова сбылась! Призыв на воинскую обязательную службу, и он попадает в Ворошиловградскую авиационную школу пилотов. Как показало время, занятия в Шахтинском аэроклубе дали ему путевку в жизнь.
В 1938 году, окончив ускоренный курс обучения в летной школе, он был оставлен там летчиком-инструктором.
Время тяжелых испытаний
Известие о вероломном нападении германских войск на нашу страну застало Александра в Челябинске. С первых дней войны он рвался на передовую. Но в авиашколе, где он был, надо обучать только что мобилизованных молодых ребят летному делу. Лишь в октябре 41-го года его просьбу удовлетворили. И вот Александр на Западном фронте. Оборона Москвы — главная задача ночного легкобомбардировочного авиаполка, в составе которого предстояло служить нашему земляку.
Неприятель рвался к столице нашей Родины. Тяжелые бои были на земле и в воздухе. Но случались минуты тишины, и тогда сослуживцы просили Колесникова спеть ту или иную песню своего края. Слушая донские напевы, каждый вспоминал свой отчий дом. На душе становилось светлее и крепло желание скорее изгнать врага с родной земли. Забавно рассказывал Александр казачьи байки. С юмором, зачастую на ходу сочиняя что-то свое, поднимал он боевой дух однополчан.
Любили и уважали Александра не только за добрый и веселый характер. Стойкость и мужество, умение трезво оценить ситуацию во время боевого полета — эти качества молодого летчика оценили сразу. Александру доверили быть командиром звена. Проявляя находчивость, а порою и оправданную дерзость, наносил он по врагу удар за ударом, уничтожая технику и живую силу противника. 80 успешных боевых вылетов совершил под Москвой Колесников. Вручение ему ордена Красного Знамени стало заслуженной наградой.
«Летающий танк» и «Черная смерть»
В апреле 42-го года авиаполк, в котором служил наш земляк, из-за больших потерь переводят в тыл. Предстояло обучение на новых самолетах и пополнение личного состава. С августа 42-го года и до конца войны Александр Колесников воевал в составе 232-го штурмового авиаполка 289-ой штурмовой авиадивизии.
Освоив полеты на самолете Ил-2, который летчики называли «Летающим танком», Александр попадает на Сталинградский фронт. Пополняя боезапас, совершалось по 5-6 вылетов в день — так было почти всегда. 13 сентября 1942 года, будучи ведущим группы из пяти штурмовиков, без прикрытия истребителей, Александр атаковал колонну из 200 машин врага в сорока километрах юго-западнее поселка Халхута в Калмыкии. Для скрытности подхода Колесников с авиагруппой зашел со стороны солнца на бреющем полете и вдруг — внезапная атака.
«Черная смерть! Черная смерть!», — горланили на своем языке фашисты. Так немцы называли наши самолеты Ил-2. В страхе метался враг по степи. Рядом горели подбитые машины. Раздавались крики и стоны раненых, грохот взрывов, свист пуль, гул низко пролетающих самолетов. В тот день враг познал, что такое настоящий ад на земле. Потери их были огромными. Лишь после третьего захода наших штурмовиков немецкие зенитчики попытались сбить самолеты, но тщетно. Колесников быстро увел свою группу на базу. И подобных штурмовок было еще немало у него впереди.
С востока — на юг, затем — на север
После битвы за Сталинград Колесников в составе Южного фронта принимал активное участие в Миуской и Донбасской наступательных операциях. Затем на 4-м Украинском фронте 8-я воздушная армия, в составе которой был полк Колесникова, освобождала Севастополь и Крым.
Штурмовые атаки. Сколько их было? Не счесть. Так, в конце февраля 43-го года, будучи ведущим шести самолетов Ил-2 под прикрытием четырех истребителей Як-1, Александр, совершив резкий маневр, быстрой атакой, используя фактор внезапности и неожиданности, снизился до бреющего полета и атаковал переправу через Днепр. Замаскированные немецкие катер и баржа с пехотой и техникой были потоплены. Новый заход наших самолетов – и бомбовым ударом разрушена переправа врага. Немногим позже в районе мыса Херсонес подобной атакой Колесников с товарищами уничтожили аэродром неприятеля и пять находившихся там самолетов.
К концу апреля 1944 года наш земляк совершил 188 успешных боевых вылетов, нанеся противнику большой урон. В августе 44-го года командиру эскадрильи 232-го штурмового авиаполка капитану Александру Колесникову присвоено звание Героя Советского Союза. Вот он на фотографии тех дней. Смотрит на нас молодой герой с радостной улыбкой, мол, знай наших! Донцы умеют воевать, защищая свою Родину.
После освобождения Крыма от врага 289-ая штурмовая дивизия была передислоцирована в Прибалтику. Предстояло изгнать неприятеля из Эстонии и Латвии. Уничтожение там Курляндской группировки врага вошло в историю войны как одна из существенных операций советских войск. К концу Второй мировой войны у Александра Колесникова было уже 210 успешных боевых вылетов.
Вспоминая земляков
Так сложилась судьба, что после войны Александр Никифорович жил далеко от родных мест. Выйдя в запас, полковник ВВС Колесников частенько вспоминал шахтерский городок, где прошли его детство и юность. В такие минуты он брал в руки заветную папку. В ней хранились дорогие для него фотографии и вырезки из фронтовых газет. Память, словно ветер, переносила его на несколько лет назад. Вот он на довоенном снимке произносит слова воинской присяги на плацу летной школы. Сквозь годы, словно слышится ему его звонкий голос: «Клянусь защищать свою Родину!» И он выполнил сполна данное тогда обещание. Так сделали и те подростки, которые бегали когда-то с ним на занятия в Шахтинский аэроклуб.
Не забыть ветерану руководителя клуба Александра Горовца. Читая рассказ о нем во фронтовой газете, Колесников словно воочию видел, как тот совершил свой последний подвиг. Будучи замыкающим в группе наших истребителей, возвращающихся с задания, Горовец увидел вражеские бомбардировщики. Предупредить товарищей у него не было возможности — рация вышла из строя. Горовец решил атаковать неприятеля и не дать тому сбросить свой смертоносный груз на позиции наших войск. В одиночку в невероятной схватке он сбивает девять самолетов врага, причем последнего пришлось таранить, так как боезапас у Александра закончился. Но тут появились вражеские истребители. Они расстреляли чуть ли не в упор израненный Як-1. 6 июня 1943 года пал смертью храбрых Александр Горовец, которому посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Колесников тяжело вздохнул, и в памяти встали лица других героев-шахтинцев. На фронтовых дорогах встречи с земляками или вести о них — это самое дорогое. На Сталинградском фронте в то время, когда там был и Колесников, воевал Михаил Орлов, штурман бомбардировщика Ли-2 авиации дальнего действия. В Крыму штурмовой полк Георгия Кузнецова базировался неподалеку от расположения полка, в котором служил Колесников. Защищали балтийское небо и другие его земляки. Среди них — летчики Дмитрий Татаренко, Юрий Косенко, Андрей Попов, Алексей Мазуренко. За героизм и мужество все они удостоены звания Героев Советского Союза. Мазуренко дважды был представлен к этой высокой награде.
Александр Никифорович взял пожелтевший листок фронтовой газеты, в которой рассказывалось о другом шахтинце. Герой Советского Союза Борис Ковзан — единственный советский летчик-истребитель, совершивший четыре воздушных тарана, сохранив жизнь себе и самолету. 28 сбитых вражеских машин на счету у этого отважного пилота.
Гордимся и помним
В нашем городе в Александровском парке на Аллее Славы Героев есть стела с фамилиями 35 Героев Советского Союза и шести кавалеров ордена Славы трех степеней. Кто-то из них родился в Шахтах, кто-то жил здесь до войны или после нее. Все они — герои невероятного мужества. Нет их рядом с нами, но они в нашей памяти, а значит — живы. И подвиги наших земляков бессмертны.
Летчики – Герои Советского Союза
Мазуренко Алексей Ефимович (20.06.1917 — 11.03.2004)
Летчик 57-го штурмового авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады; командир 7-го Гвардейского штурмового авиационного полка 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Звание Героя Советского Союза было присвоено 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество, героизм и отвагу. Второй медали «Золотая Звезда» полковник Мазуренко Алексей Ефимович удостоен в 1944г. за умелое командование авиационным полком.
Татаренко Дмитрий Митрофанович (23.05.1921 — 14.03.1995)
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Дмитрий Татаренко к марту 1943 года совершил 550 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил лично 14 самолетов противника и 8 — в группе. 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза.
Попов Андрей Кириллович (30.09.1916 — 06.09.1976)
Командир воздушного корабля 2-го Гвардейского авиаполка, гвардии старший лейтенант. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Принимал участие в боях за города: Сталинград, Брянск, Орел, Харьков, Полтаву, освобождал Крым. К октябрю 1943 года старший лейтенант А.К. Попов совершил 228 ночных боевых вылетов на бомбардировку железнодорожных узлов, военных объектов, скоплений живой силы и техники противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 13 марта 1944 года.
Горовец Александр Константинович (12.03.1915 — 06.07.1943)
Заместитель командира 1-й эскадрильи 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 года. 6 июля 1943 года вступил в бой с 20-ю вражескими бомбардировщиками и девять из них сбил в районе деревни Зоринские Дворы Белгородской области. Погиб в этом бою. Всего произвел 74 боевых вылета, в 11 воздушных боях сбил 11 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено Александру Горовцу посмертно 28 сентября 1943 года.
Косенко Юрий Хрисанфович (1922 — 17.05.1944)
Командир звена 12-го Гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка, гвардии лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с ноября 1942 года. К середине мая 1944г. произвел 76 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов, живой силы и боевой техники противника на подступах к Ленинграду. Погиб 17 мая 1944 г. в воздушном бою при нанесении бомбового удара по кораблям противника в финской военно-морской базе Хамина. Звание Героя Советского Союза присвоено 31 мая 1944 года посмертно.
Ковзан Борис Иванович (07.04.1922 — 30.08.1985)
Летчик 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан — единственный советский летчик-истребитель, совершивший в боях четыре воздушных тарана. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. К середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил три и в группе — один самолет противника. 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Кузнецов Георгий Андреевич (03.07.1923 — 08.01.2008)
Заместитель командира эскадрильи 8-го Гвардейского штурмового авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии военно-воздушных сил (ВВС) Краснознаменного Балтийского флота, гвардии старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с октября 1943 года. К октябрю 1944 года совершил сто один боевой вылет. 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Орлов Михаил Яковлевич (21.05.1916 – 15.05.1968)
Штурман самолета «Ли-2» эскадрильи 336-го полка 53-й авиадивизии дальней бомбардировочной авиации, капитан. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. На его счету около 408 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, на транспортировку грузов для передовых частей действующей армии и партизан. За бомбардировки военных объектов в тылу врага, выполнение специальных заданий и проявленное при этом мужество 15 мая 1946г. Орлову М.Я. присвоено звание Героя Советского Союза.
Н. Кравцова