Участники Форума, всецело поддерживая последовательный государственный курс в сфере формирования и реализации семейной политики, признают необходимость дальнейшего качественного развития мер поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России.
В рамках решения данной задачи первостепенную важность представляет совершенствование общественно-государственной модели сотрудничества и повышение роли институтов гражданского общества, в том числе семейно-ориентированных общественных объединений, некоммерческих организаций, инициативных граждан, социальных предпринимателей в реализации семейной политики.
Представляется целесообразным обеспечить полноценное общественное участие не только в непосредственной реализации положений Концепции государственной семейной политики, но также в оценке эффективности реализации государственной семейной политики в регионах РФ и формировании предложений по ее дальнейшему и поступательному развитию.
С этой целью участники Форума выступают с инициативой разработки и внедрения основных показателей, позволяющих оценить эффективность мер по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, осуществляемых на уровне государства, общественного, коммерческого и некоммерческого секторов.
В качестве подобных показателей предлагается использовать:
В сфере административно-правового обеспечения семейной политики:
· Наличие специализированных уполномоченных органов государственной власти (в структуре исполнительной и представительной ветви власти);
· Наличие межведомственного органа, координирующего деятельность государственных (общественных и коммерческих) структур по вопросам семейно-демографической политики;
· Наличие системы постоянного анализа правоприменительной практики с целью совершенствования системы предоставления социальных гарантий семьям с детьми;
· Наличие закрепленного в нормативных документах принципа социального партнерства субъектов семейной политики в регионе.
В сфере развития государственно-общественного сотрудничества:
· Представленность просемейных общественных объединений в государственно-общественных диалоговых структурах, имеющих отношение к семейной политике (общественные советы исполнительных органов власти, экспертные советы при представительных органах власти и муниципальных органов по вопросам социального обеспечения, образования, здравоохранения, экономики и др.);
· Наличие и функционирование структур общественного контроля в сфере семейной политики (профильные комиссии общественных палат, общественные инспекции, группы общественного контроля и др.);
· Практика осуществления социальной экспертизы, оценивающей государственные решения с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи и соответствия их принципам семейной политики (фамилистическая экспертиза);
· Наличие программ по государственной поддержке гражданских инициатив, волонтерского движения в сфере семейной политики, добровольческих проектов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, семейного просвещения молодежи;
· Количество и объем мероприятий по поддержке семьи, материнства, детства и отцовства, включенных в региональный перечень общественно-полезных услуг;
· Ресурсный потенциал реализуемых государственно-общественных проектов и программ в сфере семейной политики (объем выделяемых материальных и финансовых ресурсов, количество вовлеченных организаций, волонтеров);
· Достижения и потенциал основных семейно-ориентированных некоммерческих организаций (кадровый, инфраструктурный, и др.);
· Объем субсидий, грантов, полученных социально-ориентированными некоммерческими организациями, реализующими программы и проекты в поддержки сфере семьи; количество таких организаций;
· Наличие и функционирование образовательных программ, направленных на повышение квалификации сотрудников социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных служащих по вопросам государственной семейной политики.
В сфере семейно-ориентированной информационной политики:
· Количество материалов на семейную тематику в региональных (муниципальных) СМИ за отчетный период (в абсолютном выражении и процентном отношении к общему числу материалов в СМИ; в сравнении с другими регионами; в сравнении с предыдущими отчетными периодами);
· Количество семейно-ориентированных медиапроектов, реализуемых региональными (муниципальными) СМИ при поддержке федеральных, региональных, муниципальных органов власти (тематические программы на телевидении и радио, тематические рубрики в печатных и интернет СМИ) (в абсолютном выражении и процентном отношении к общему числу материалов в СМИ; в сравнении с другими регионами; в сравнении с предыдущими отчетными периодами);
· Объем бюджетных средств (региональный и муниципальный бюджеты), выделяемых на созданиесемейно-ориентированных медиапроектов (в абсолютном выражении и процентном отношении к общему бюджету информационной политики, в сравнении с другими регионами; в сравнении с предыдущими отчетными периодами);
· Наличие кампаний социальной рекламы, направленных на популяризацию семейных ценностей (тематическое разнообразие, долгосрочность, разнообразие площадок, объем выделяемых средств).
· Наличие практики проведения региональных конкурсов, а также иных механизмов стимулирования журналистов и СМИ, ориентированных в своей деятельности на освещение ценностей семейного образа жизни, эффективной работы по реализации семейной политики.
В сфере профилактики искусственного прерывания беременности и отказа от новорожденных:
· Результативность мероприятий по профилактике абортов (доля женщин, принявших решение сохранить беременность, от числа женщин, обратившихся в учреждения родовспоможения по поводу прерывания беременности; в %);
· Наличие и количество профилактических мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья, в том числе среди молодежи (в части искусственного прерывания беременности);
· Наличие комплекса информационно-просветительских мер по профилактике искусственного прерывания беременности;
· Наличие в штате кабинетов медико-социальной помощи учреждений родовспоможения действующей ставки психологов;
· Число специалистов учреждений родовспоможения, имеющих специальную профессиональную подготовку по доабортному консультированию;
· Наличие и функционирование образовательных программ, направленных на повышение квалификации сотрудников учреждений родовспоможения и просемейных общественных организаций по доабортному консультированию.
В сфере семейно-ориентированных образовательных проектов:
· Рост в абсолютном и относительном выражении числа обучающихся и числа образовательных организаций общего (дошкольного и школьного) и среднего профессионального уровней образования, получающих образование и ведущих преподавание программ/курсов по тематике семьеведения.
В сфере семейного просвещения молодежи и развития молодежного добровольческого служения:
· Количество молодых людей, регулярно (раз в месяц и чаще, не менее, чем в течение года) участвующих в добровольческой деятельности, направленной на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства;
· Наличие, число, охват аудитории программ, осуществляемых при партнерстве государства и гражданского общества, направленных на информационное и методическое сопровождение молодежных семейно- ориентированных добровольческих инициатив, а также на повышение профессиональных компетенций молодых общественных деятелей, работающих в семейной сфере;
· Наличие, число, охват аудитории образовательных программ по системному повышению квалификации государственных специалистов по работе с молодежью и включающих освоение принципов и методов семейного просвещения молодёжи.
В сфере научного и информационно-аналитического сопровождения семейной политики:
· Показатели (число, регулярность, охват выборки и др.), характеризующие практику проведения научных исследований, направленных на изучение семьи, особенностей различных категорий семей, потребностей в социальных услугах, эффективности технологий и методов в работе с семьями и др.
· Наличие ежегодных статистических и аналитических материалов о положении семей с детьми в регионе, доступных для ознакомления населению и экспертам;
· Наличие ежегодных аналитических обзоров, содержащих оценку результатов, качества и эффективности деятельности организаций-субъектов семейной политики.
В сфере укрепления ответственного отцовства:
· Наличие в регионе Совета отцов (региональный, муниципальный уровень);
· Наличие программы мероприятий региональных и муниципальных органов власти, направленных на популяризацию ответственного отцовства;
· Наличие механизмов поддержки со стороны органов государственной власти НКО, реализующих программы, направленные на популяризацию ответственного отцовства;
· Наличие медиапроектов, направленных на популяризацию ответственного отцовства;
· Наличие кампаний социальной рекламы, направленных на популяризацию ответственного отцовства.