Присылайте в редакцию материалы о своих педагогах, наставниках, материалы будут публиковаться в газете «Шахтинские известия», на сайте и в соцсетях.

Фото и материалы принимаются по электронной почте gazeta-o-nas@mail.ru и на Ватсап 8-928-104-68-83.

Лицею №6 – 85 лет

Лицей №6 славится не только опытным преподавательским составом и современным техническим оборудованием, но и богатой историей: он был создан в 1937 году как семилетняя школа, а в 1954 преобразован в среднюю.

С 2006 года это МОУ СОШ №6 с углубленным изучением математики, а с 18 августа 2009 года — МБОУ г.Шахты «Лицей №6». Не удивительно, что сегодня 19 учителей, которые вначале здесь были лицеистами или школьниками, стали коллегами для других педагогов, в том числе и своих. О том, что значит преподавать в учебном учреждении, которое сам окончил, «Шахтинские известия» поговорили с учителем английского языка Дарьей Неверовой и учителями русского языка и литературы Оксаной Колесник и Светланой Федотенко.

Дарья Неверова

Окончила лицей в 2007 году, стаж работы — 11 лет.

Учитель-журналист

— Изначально я планировала стать журналистом. После школы училась на заочном отделении факультета журналистики РГЭУ РИНХ. Параллельно с этим решила получить педагогическое образование и поступила в колледж по специальности «Иностранный язык». Английский я выбрала не случайно, ведь это был один из моих любимых предметов. После окончания обучения полгода работала в газете «Шахтинские известия», но поняла, что педагогика мне ближе. Еще шесть месяцев была учителем МБОУ ООШ №17, а затем вернулась в родной лицей.

«Home sweet home»

Для меня наше учебное учреждение всегда будет отличаться от других школ. Здесь прошли самые важные годы  моей жизни, произошло становление меня как личности. Любимые педагоги заметили мои способности, дарования, и я сама поняла, чего хочу добиться в жизни.

До того, как  Василий Махмутович Габидулин начал преподавать в нашем классе, я не знала, что уроки истории могут быть настолько интересными. Он стал настоящим «классным папой» — другом, защитником, поддержкой и душой нашего 10 «Б»! И сейчас, уже сама будучи учителем и классным руководителем, я часто обращаюсь к Василию Махмутовичу за советом и поддержкой.

Я горжусь возможностью работать с моим учителем в одном лицее и хочу надеяться, что никогда не разочарую его!

Новый взгляд на работу учителем

— Когда я была школьницей, не осознавала, что работа учителя — тяжелый труд. Сейчас я переосмыслила нашу профессию и мечтаю, как в стихотворении Некрасова, сеять «разумное, доброе, вечное». Я хочу научить лицеистов быть сознательными людьми и анализировать всю информацию, которую они получают.

Оксана Колесник

Окончила школу №6 в 1997 году, стаж работы — 15 лет.

Династия лицеистов

— Школу №6 окончили вначале мои родители, потом я. В 2019 г. из нашего лицея выпустился мой сын, сейчас здесь учится дочь. Вся моя жизнь связана с лицеем, ее большая часть проходит в этих стенах — я была здесь ученицей, а теперь работаю учителем. Правда, то, что я здесь преподаю — чистая случайность. Вначале я работала в лицее №11, но очень быстро моя «вторая мама» Светлана Викторовна (Федотенко — прим. интервьюера) вернула меня. Она сказала мне, что нашей школе срочно требуется словесник, и в 2007 году я начала работать здесь. Я не могла отказать своей учительнице русского языка: она начала вести у нас уроки сразу после университета. Наш класс был безумно влюблен в нее, а сейчас мы коллеги!

Призвание или каторга?

Конечно, за пятнадцать лет преподавания мои взгляды на школу изменились. Раньше мне казалось, что учителя с неистовым наслаждением ставят двойки. Теперь я поняла, что это совсем не так — плохие оценки ставить печально, но, к сожалению, делать это приходится. Еще я поняла, что учительская работа не заканчивается, когда прозвенел звонок с последнего урока. Помимо школьной программы, я хочу научить каждого ребенка быть человеком. Становясь учителем пятого класса, я продолжаю воспитывать ребят наравне с их учителями в начальной школе и родителями: я пытаюсь привить им мысль о том, что нужно всегда поступать по совести. Мне нравится учить детей, но только когда мы с ними начинаем понимать друг друга — иначе это просто каторга!

Единственный в своем роде

Лицей №6 для меня всегда был особенным. У меня была возможность сравнить его с другими школами — я даже присутствовала на уроках в них, но в моих глазах всегда выигрывал родной лицей. Притом не из-за чувства «патриотизма», а из-за того, что здесь есть особая атмосфера, которую создают люди. У нас сильнейший преподавательский состав, и дети ему соответствуют.

Светлана Федотенко

Окончила лицей в 1986 г., стаж работы — 32 года.

Учитель на генетическом уровне

— В начальной школе я хотела быть геологом, как мама. В первые годы своей трудовой деятельности она работала в тайге, где открыла месторождения минеральной воды, а потом переехала в наш город и трудилась главным геологом шахты, часто бывала под землей. Но она хотела, чтобы я жила в тепле и была здорова, поэтому не противилась моему желанию стать учителем. С самого детства у меня была страсть к преподаванию – я всегда играла с куклами в школу. Возможно, это было заложено у меня в генах: моя родная тетя  Попова Анна Александровна   была учителем русского языка и литературы в школе №25.

Среди педагогов-новаторов

Я окончила филологический факультет РГУ. У меня была практика, но на нее отводилось мало времени. В конце 80-х годов происходило обновление во всех сферах общества, а в образовании в связи с реформой школы появилась целая плеяда педагогов-реформаторов. Мы с моими близкими друзьями поехали в командировку в Ленинград. Там мы побывали на уроках знаменитого педагога Евгения Николаевича Ильина в 307-й школе. Один из них был посвящен творчеству А.П. Чехова. Дети выходили к доске с текстами рассказов и, задавая одноклассникам вопросы, вели урок. Ильин же сидел за партой, как ученик, время от времени поднимал руку и своими замечаниями направлял беседу в нужное русло. На одном из таких уроков я поняла, что хочу стать учителем. Все это время я преподаю здесь, в начале двухтысячных на подготовительных курсах занималась русским языком с поступающими в медицинский колледж, а с 2007 года участвую в создании и редактировании пособий издательства «Легион».

Любовь на всю жизнь

Лицей я воспринимаю как свой второй дом. Возможно, какие-то учебные учреждения лучше устроены, но у меня ни разу не возникало желания работать в других стенах. Хотя ко мне приходила мысль снизить нагрузку – когда я проверяю письменные работы, даже воскресенье не кажется выходным. Но без этого я не смогу подготовить ребят к государственным экзаменам, за которые ни один мой ученик пока не получил двойку. Я горжусь этим и стараюсь, чтобы так и продолжалось.

Большие перемены

 

Со времени, когда я была школьницей, образование стало более демократичным – учитель в этом больше не безусловный авторитет. Во времена моей учебы дети отвлекались от урока, читая книгу под партой. Сейчас об этом можно только мечтать… Мы пытаемся отучить школьников от частого использования телефонов, и единственный действенный способ для этого – заинтересовать их своим предметом.

Если говорить об изменениях в лицее № 6, я рада, что здесь появилось современное техническое оснащение – сейчас благодаря электронной доске мы можем показывать детям захватывающее кино и интересные материалы. Со времен моей учебы наша школа только улучшается — и внешне, и по сути.

Никогда нельзя вешать ярлыки

Работа в школе научила меня тому, что никогда нельзя вешать ярлыки и идти на поводу у своих эмоций. Дети – это такие же люди, разве что не совсем сформировавшиеся. Конечно, всех любить одинаково невозможно: к прилежным детям поневоле относишься лучше, чем к «сложным». Но даже в душе нельзя делить учеников на «плохих» и «хороших»: ведь ребята, вызывающие сложные чувства, могут быть более великодушными, добрыми, терпимыми к учителям, чем их одноклассники. Очень часто ребенок кажется грубияном, но после школы единственный приходит в гости с искренними пожеланиями счастья и цветами. Поэтому все конфликты я стараюсь сглаживать.

Цепь мудрости

Наша школа — школа жизни. В моей памяти жива старая гвардия учителей, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Сейчас в лицей приходят бывшие ученики, но уже в роли преподавателей. Все мы — звенья одной лицейской цепи, и через каждого из нас мудрость должна передаваться молодому поколению.

Слово выпускницы

Ксения Коваленко стала лицеисткой в 2012 году, учится в одиннадцатом классе:

— Я успела побывать в школах «Сириуса» и «Артека», которые считаются одними из лучших в стране, но никогда не жалела о том, что учусь в лицее №6. Наверное, потому что здесь из тебя не пытаются сделать образцового ученика, а помогают стать добрым, чутким, ответственным человеком. Это то место, в которое приходишь, чтобы решать математические дилеммы, проводить химические реакции, искать скрытые символы в стихотворениях русских поэтов, делиться с одноклассниками новыми знаниями на переменах и набираться мудрости у учителей. Наша школа – большая команда, которая вместе работает ради лучшего результата. Помогать друг другу, быть креативными, трудиться и пожинать плоды своих стараний – вот что делает нас лицеистами, и ими мы продолжим быть на протяжении всей жизни.

Лицей — колыбель творчества, спорта и гражданской активности

Наталья Пономарева, директор лицея №6.

В разные годы школу № 6, а затем «Лицей № 6» окончили:

Сергей Васюта (1922-1943) – Герой Советского Союза, командир разведывательного танка, гвардии младший сержант.

Алексей Тушминцев — исполняющий обязанности главы администрации города Шахты.

Юрий Севостьянов — депутат городской думы г. Шахты.

Георгий Сморкалов — протоиерей, настоятель Патриаршего Вознесенского  войсковоговсеказачьего собора города Новочеркасска.

Алексей Никульников — артист театра и кино, сыгравший сына Будулая в сериале «Цыган».

Татьяна Долгополюк — поэт, прозаик, номинант и лауреат международных премий в области поэзии, руководитель городского культурного центра «Ковчег».

Андрей Вовк — директор филиала ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г.Шахты.

Алексей Кулешов — заместитель директора департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития города Шахты.

Анна Месропян — директор департамента труда и социального развития.

Тинатин Рубис — тренер  паралимпийской сборной команды России по плаванию.

Яна Энговатова — мастер спорта (тхэквондо), бронзовый призер чемпионатов России (2010, 2013 гг).

Ярослав Петренко — серебряный призер чемпионата России по тхэквондо.

Даниил Теплов — победитель первенства ЮФО и всероссийского турнира, бронзовый призер 2019 года и серебряный 2020 года на первенствах России, чемпион первенства Европы. Входит в сборную России по рукопашному бою.

Дарья Коринякина —  солистка Кубанского казачьего хора.

Виталий Беляев — солист муниципального  ансамбля песни и пляски «Надежда».

Лицей гордится своими нынешними лицеистами:

Арсений Слышкин — победитель первенства России по ВМХ-фристайлу в олимпийской дисциплине.

Елизавета Козловцева — бронзовый призер международных соревнований по каратэ.

Алексей Грабко — призер международных соревнований по плаванию.

Ксения Коваленко — восьмикратный лауреат годовой стипендии главы администрации города Шахты, троекратный победитель всероссийского конкурса «Большая перемена», победитель конкурса молодых журналистов «Юный журналист Дона».

Узнали героев старых снимков? Сообщите в редакцию!

Больше фото: