Несмотря на то, что в нашей стране дорожная разметка — явление, скажем так, сезонное, ее значение трудно переоценить. Но почему-то водители не всегда внимательны к ней, из-за чего регулярно платят штрафы. В большинстве случаев наказывают не живые инспекторы ДПС, с которыми можно было бы объясниться, а бездушные камеры. Давайте пройдемся по некоторым тонкостям, связанным с применением разметки, чтобы не совершать ошибок в будущем.

Поворот налево через сплошную не считается выездом на встречную полосу

Пожалуй, самая «главная» линия на проезжей части — сплошная. Иногда двойная. Она применяется для разных целей, но важно помнить ее наиболее важную функцию — разделять встречные потоки. Если она оказалась справа от водителя, это грозит ему лишением права управления транспортным средством на 4−6 месяцев или штрафом в 5000 рублей по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. С оговоркой, что по закону, если нарушение зафиксировано камерой, то водителя можно лишь оштрафовать.

Когда же водитель пересекает сплошную, выезжая на встречку, чтобы повернуть налево или развернуться, применяется другая норма Административного кодекса, а именно часть 2 статьи 12.16. Санкции по ней менее строгие (штраф от 1000 до 1500 рублей), но инспекторы нередко «разводят» водителей, подсовывая в качестве доказательства именно «лишенческую» статью 12.15. Если столкнулись с подобным, берите в руки КоАП и доказывайте, что не лыком шиты и в законах ориентируетесь.

Штраф за нарушение требований разметки при левом повороте — 1500 рублей, а при правом — всего 500

Еще пару слов про нюансы выполнения левого поворота и разворота. Для тех, кто любит объехать очередь ждущих поворота по соседнему ряду. Если специальной разметки на дороге нет, но водитель повернул не из крайней полосы, его могут наказать лишь за нарушение правил маневрирования. Часть 1.1 статьи 12.14 предусматривает в этом случае предупреждение или штраф 500 рублей.

Если дорога многополосная, и на полосах были нанесены стрелы разметки 1.18, указывающие разрешенные направления движения по ним, то выполнение маневра с нарушением «подорожает» до 1000−1500 рублей все по той же части 2 статьи 12.16 (поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги).

Аналогичные санкции грозят не особо внимательным водителям, которые, увидев знак «Место разворота», разворачиваются, не доезжая до места разрыва сплошной линии. Дисциплину в подобных местах, как правило, контролируют камеры.

Внимание цветной разметке

Пересечение сплошной разметки могут вменить и в тех случаях, когда водитель использует для движения край проезжей части, вдоль которого обозначены парковочные места, но они не заняты.

Это довольно распространенное нарушение, за которое штрафуют на 500 рублей (по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ). Фиксируют его, главным образом, опять же автоматические камеры. А вот там, где вдоль бордюрного камня или обочины нанесена сплошная желтая линия разметки, наоборот, останавливаться нельзя — водителя оштрафуют, а машину эвакуируют. Желтая прерывистая линия запрещает только стоянку, в то время как остановиться для посадки или высадки пассажиров, погрузки или разгрузки поклажи, а также по другим причинам, но на время не дольше 5 минут, разрешается.

 

Желтой разметкой также обозначают зоны пересечения проезжих частей на перекрестках. За характерную диагональную клетку в народе ее прозвали «вафельницей». Остановитесь на ней в момент включения красного сигнала светофора — готовьтесь раскошелиться на 1000 рублей по части 1 статьи 12.13 КоАП РФ.

Не забываем также, что если видите оранжевую разметку, то она временная. Ее значение приоритетно по отношению к белым линиям. Это особенно важно в местах проведения дорожных работ, где оранжевой краской наносят новые полосы движения, в том числе чтобы организовать объезд. При этом белые линии зачастую не демаркируют, из-за чего многие водители теряются. Так вот, руководствоваться надо временными линиями.

Штраф за нарушение разметки, которую не видно, следует обжаловать

Еще одна типичная водительская ошибка — нерасторопность при выезде на дорогу с выделенной для маршрутного транспорта полосой или излишняя спешка при съезде с нее. Речь о местах, где на выделенке, расположенной перед примыканием дороги и после него с помощью разметки обозначают участки, на которые можно заезжать при повороте.

В первом случае это нужно, чтобы избежать конфликта с едущими по этой полосе прямо, во втором — беспрепятственно выехать на дорогу и, набрав скорость, перестроиться на соседнюю полосу, освободив выделенку. Бывает, что выезжающим на дорогу водителям не хватает длины такого участка, чтобы разогнаться, и перестраиваться приходится позже. А кто-то, наоборот, слишком торопится и съезжает на выделенную полосу раньше времени.

Несмотря на то, что в обоих случаях водители вынуждены пересекать сплошную линию разметки, отделяющие маршрутную полосу от остальной проезжей части, штрафовать их будут не на 500 рублей, а на 1500 рублей, а в обеих российских столицах и вовсе на 3000! Вменяют движение по полосе для маршрутных транспортных средств (части 1.1 и 1.2 статьи 12.17 КоАП РФ).

Весомую роль играет разметка на пешеходном переходе. Остановка запрещена как на самой «зебре», так и за 5 метров до нее. Это сделано для того, чтобы обеспечить видимость пешехода. Нарушителей штрафуют, а припаркованную ближе положенного машину эвакуируют. Для того чтобы правильно отмерить расстояние, надо знать, что границы перехода определяются длиной линий «зебры». От них же отсчитывается 5-метровое расстояние.

Если разметка стерта или не видна под слоем снега или грязи, точкой отсчета становится дорожный знак 5.19.1, обозначающий переход.

Как быть, если вас оштрафовали за нарушение требований разметки, которую по объективным причинам разглядеть было невозможно из-за износа или осадков? Камера эти нюансы не учитывает и фиксирует нарушение просто по признаку нахождения транспортного средства в четко заданных координатах. Подобные «письма счастья» надо обжаловать. С большой долей вероятности постановление в отношении нарушителя поневоле отменят.

Источник: auto.mail.ru