Писать о молодом мальчике, которого больше нет, сложно, а о своем родном выпускнике – еще и больно. Но мне очень хочется всем поведать о том, каким он парнем был!

Два брата из Азова

Я работаю в Шахтинском казачьем кадетском корпусе 20 лет. Много разных мальчишек учились у меня, но этот класс – особенный. В 2013 году, выпустив свой 11 «Б», я взяла новых «бэшек»: маленькие, с распахнутыми глазами, пришли они в корпус, пока привыкали к новым порядкам, строгой дисциплине, учились сами за собой ухаживать, быстро, по-солдатски, заправлять постели, в столовой молча принимать пищу, убирать за собой со стола, стирать камуфляж и носки. Примерно до Нового года период адаптации прошел, и потекла размеренная кадетская жизнь: с утра – зарядка, завтрак, уроки, а после обеда – самоподготовка и спортивные секции.

Учились среди новобранцев два брата из Азова – Артем и Даня Момоты, которым хотелось быть везде: и в библиотеке посидеть почитать, и в секции спортивной позаниматься, но особенным увлечением у братьев были футбольный мяч и гитара. Артем и Даня занимались в секции футбола, вскоре стали участниками команды класса. В 8 классе играли за корпус. Артем стоял на воротах, уж очень у него хорошо получалось головой отбивать мячи соперников. А во время классных мероприятий брал гитару, пытался сам писать музыку. С гитарой Тема не расставался даже на СВО, поднимая боевой дух своих товарищей в перерывах между военными штурмами и  заданиями командиров.

Из воспоминаний кадета-одноклассника Кирилла: «Трудно говорить в прошедшем времени, но я вспоминаю нашего Тему как футболиста, лучшего игрока, музыканта, творческого человека. Он доверял мне послушать «свои позитивные вибрации», просил оценить его композиции, и я всегда поддерживал его и думал, что возможно музыка – это его будущее».

Он всегда улыбался, наш «Мамонтенок Тема», такое доброе прозвище дали ему кадеты в классе. Он и правда был очень добрым, с открытой улыбкой на лице, наше теплое солнышко класса! Помогал всегда и всем, только попроси.

В 6 классе, чтобы мотивировать кадетов на хорошую и отличную учебу, я проводила еженедельный конкурс «У кого пятерок больше?» и награждала призами тех, кто побеждал. Артем и Даня были победителями неоднократно, а в конце учебного года оба брата получили звания «Самый умный кадет 2013 года».

Я вела у них уроки истории, часто рассказывала про подвиги наших солдат и офицеров, участвующих в многочисленных освободительных войнах, выпавших на долю России. Много рассказывала и проводила уроки мужества, посвященные нашим казакам- героям с Тихого Дона. Тихо слушали меня мальчишки и просили продолжать урок даже тогда, когда звенел звонок на перемену.

Стержень

Патриотическое воспитание на уроках истории в кадетском корпусе – это краеугольная часть воспитания настоящего мужчины. Поэтому почти все мои выпускники – это элита Российской армии и флота, это мечта, которая растет вместе с ними и осуществляется, когда кадет надевает погоны курсанта.

Братья Момоты пользовались неизменным уважением среди кадет-одноклассников и кадет всего корпуса. По мере взросления было понятно, что эти двое вырастут настоящими мужчинами: справедливыми, добрыми, мужественными. У Артема всегда было свое мнение. «У тебя есть свой стержень», – так я ему всегда говорила и гордилась своим «мамонтенком».

Из воспоминаний Димы, одноклассника Артема: «Помню, как все хотели научиться играть на гитаре, приставали к Артему и Дане. Но так, как у них – ни у кого не получалось».

На все мероприятия и родительские собрания всегда приезжал отец Игорь Момот и мачеха Валентина Сухорукова (она и заменила мальчикам маму). Они до сих пор бережно хранят в семье награды за спорт и учебу, статуэтки «умников»,  дневники с лучшими отметками, фотографии и видеоматериалы.

Спасибо вам, родители, воспитавшие таких прекрасных сыновей, настоящих патриотов и граждан своего Отечества! Низкий вам поклон!

Решил продолжить семейную династию

 Офицер – воспитатель нашего класса Геннадий Зайцев учил мальчишек строевой подготовке и метанию ножей в цель. Он вспоминает, как Артем всегда хотел быть первым, тренировался долго и упорно. И стал лучшим в отделении.

 

«Первая и последняя шеренга в строю – это лицо», – повторял офицер. Артем стоял в последней шеренге и шагал так, как будто служил в Кремлевской роте Почетного караула.

После окончания девяти классов Артем поступил в морской колледж института водного транспорта им. Г.Я. Седова в Ростове-на-Дону, решив продолжить семейную династию. Его отец Игорь Викторович тоже накрепко связал свою жизнь с морем, успешно окончил «Седовку», и после получения диплома стал ходить по морям и рекам нашей страны.

Артем не успел насладиться ширью морской стихии, но полюбил профессию судомеханика. Руки и вправду у него были «золотые»: каждый винтик определял по стуку, мог устранить быстро любую неполадку.

Потом у Артема была служба в армии. Летом 2022 года он вернулся домой и хотел продолжить службу на корабле, но вскоре был мобилизован на СВО. Служил в 5-й отдельной Гвардейской мотострелковой бригаде имени первого главы ДНР А.В. Захарченко. Позывной – Мом. Служил Артем на самых напряженных участках фронта. Был ранен в ногу, но никому не говорил об этом, у него «всегда было все хорошо». Его друг по СВО Влад тоже немногословен, он ранен и сейчас находится на реабилитации. Рассказывает, что Мом и на спецоперации был добрым, открытым, отзывчивым. Много говорил о жизни в кадетском корпусе, о кадетах – одноклассниках, вспоминал уроки истории.

Поправляйся скорее, Влад, мы ждем тебя в корпусе, чтобы всем рассказать, каким он парнем был, твой друг и сослуживец Мом.

«Навечно в строю»

Артем часто звонил домой, а также своему лучшему другу – кадету и однокласснику Никите. Из воспоминаний Никиты: «Мы общались с Темой по видеосвязи за несколько дней до трагедии. Он улыбался, был краток, говорил «работаем», обещал скоро увидеться, но больше так и не позвонил».

Никита передал мне фотографию, сделанную перед последним заданием. Улыбающееся родное лицо Артема. Он стоит на фоне покрытых золотом деревьев.

Никита потерял на СВО и лучшего друга Артема, и младшего брата  Демида. Очень тяжело терять своих близких.

…Перед входом в актовый зал корпуса висит та самая фотография улыбающегося Артема на фоне подернутых золотом деревьев с надписью: «Навечно в строю». Останавливаются кадеты и сотрудники корпуса, отдают воинское приветствие. Приходят выпускники, подолгу стоят у скорбной стены. Артем Момот – второй выпускник нашего корпуса, погибший на СВО. Первым погиб Артем Добродумский в августе 2024 года под Курском. Теперь – Артем Момот в ноябре 2024 под Курахово. Оба – совсем юные, им всего-то по 23 года…Теперь навсегда 23.

Елена  Савченко, классный руководитель 6-8 классов ШККК им.Я.П.Бакланова:

– Для меня каждый выпускник как родной. Артем был одним из тех, в кого я вложила частичку себя. Следила за его судьбой, как за всеми своими ребятами. Когда он погиб, я не могла писать. Только в апреле, побывав на его могиле, начала делать первые наброски. Закончила к 1 июля – Дню ветеранов боевых действий, потому что он заслужил, чтобы о нем помнили. Как его классный руководитель, я просто не могла не рассказать его историю.  Самое сложное было описать его душу. Он был светлым, добрым, с внутренним стержнем – и мне казалось, что слов всегда недостаточно. Хотелось передать каким он был: как стремился успеть все понять за свои 23 года.

«Первая и последняя шеренга в строю – это лицо», – повторял офицер. Артем стоял в последней шеренге и шагал так, как будто служил в Кремлевской роте Почетного караула.