Это исключительный результат, лишь два десятка лётчиков-штурмовиков в ВВС Красной Армии сумели превысить отметку в 200 боевых вылетов. В летописи спецпроекта «Шахты – город героев» продолжаем рассказывать о выдающихся подвигах наших земляков в годы войны. Проект приурочен ко Дню города.
Алексей Ефимович Мазуренко родился 20 июня (7-го по старому стилю) 1917 года на хуторе Степной Устиновской волости Елисаветградского уезда Херсонской губернии. Детство и юность провёл в городе Шахты, где в 1933 году окончил 7 классов школы. Работал путейцем в трамвайном парке, затем – электрослесарем на шахте «Октябрьская Революция».
Учился в планерной школе и в 1938 году окончил Шахтинский аэроклуб. «Комсомолец, на самолет!» — такой призыв окрылял молодежь тех лет. В 1938 году Алексей был призван на военную службу и направлен в Ейское военно-морское авиационное училище, которое окончил в 1940 году.
«Ко времени войны профессия летчика стала уже массовой, не требовавшей каких-то особых, исключительных качеств, — рассказывает боевой товарищ нашего героя, морской лётчик Василий Иванович Раков, — но о Мазуренко все-таки надо сказать, что он был летчиком, как говорится, «милостью божьей»… С самолетами он освоился удивительно легко. Годовую программу полетов закончил за несколько месяцев, задолго до срока. Но с теоретическими занятиями было труднее. Им Мазуренко отдавал и время, освободившееся от полетов, и выходные дни, и вечера. Училище он окончил безукоризненно, имея в своем послужном списке много благодарностей и ни одного взыскания».
В Великой Отечественной войне участвовал с её первых дней, и сначала летал на бомбардировщике. На ДБ-3Ф, известном и как Ил-4, он наносил удары по вражеским войскам в районе Балтики, Клайпеды, Мемеля, Турку, совершил 32 боевых вылета. В июле 1941 года в течение короткого времени летчик освоил новый штурмовик Ил-2 и в составе 57-го штурмового авиационного полка (ШАП) 20 августа 1941 года приступил в боевой работе на ленинградском направлении.
Уже в декабре 1941-го за совершённые 43 боевых вылета и уничтоженные при этом в группе 10 танков, 115 автомашин, 18 бронемашин, 14 зенитных орудий и 17 зенитных автоматов, 10 цистерн, большое количество живой силы противника младший лейтенант Алексей Мазуренко был представлен к званию Героя Советского Союза. Награда героя нашла спустя время — 23 октября 1942 года.
В январе 1942-го он был назначен командиром звена 57-го ШАП, а в июле он был направлен на Курсы усовершенствования начсостава ВВС ВМФ при Ейском военно-морском авиационном училище. После окончания курсов был назначен лётчиком-инспектором Главного управления ВВС ВМФ. В феврале 1943 года направлен на Северный флот, где обучал мастерству бомбометания с малых высот летчиков 46-го ШАП Северного флота.
Летом 1943 года участвовал в освобождении Таманского полуострова, лично потопил 2 транспорта и в группе 9 различных кораблей противника.
«Такие летчики, как Мазуренко, — продолжает Василий Раков, — по справедливости считались золотым фондом не только дивизии, но и всего флота. Они прекрасно воевали и учили этому других. Благодаря им мы могли быстро вводить в строй молодежь, приводившую после ускоренной по военному времени учебы».
В январе 1944 года 26-летний гвардии майор Мазуренко был назначен командиром гвардейского пикировочно-штурмового авиационного полка ВВС Балтийского флота. Того самого полка, в составе которого он воевал в 1941-1942 годах, и преобразованного в марте 1943 года из 57-го пикировочно-штурмового авиационного полка в 7-й гвардейский.
В марте, будучи ведущим семи самолётов Ил-2, гвардии майор Мазуренко лично потопил транспорт противника водоизмещением 1500 т в районе острова Большой Тютерс.
А 16 мая 1944 года во главе группы из 22 самолётов Ил-2 впервые применил метод топмачтового бомбометания со штурмовиков. В результате было потоплено 5 и поврежден 1 малый корабль противника.
17 августа 1944 года отважный летчик был второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, которого его официально удостоили 5 ноября. Эффектную точку в своей боевой работе гвардии подполковник Мазуренко поставил 5 мая 1945 года, потопив в Померанской бухте крупный транспорт противника водоизмещением 8000 тонн.
За годы войны Алексей Ефимович Мазуренко совершил 237 боевых вылетов. 32 боевых вылета он совершил на ДБ-3Ф (по другим данным 20 боевых вылетов), остальные на Ил-2). Мазуренко было записано лично потопленными 7 транспортов и 3 тральщика, 32 плавсредства противника потопил в группе.
Ещё 20 боевых вылетов он совершил в 1941 году на истребителе-биплане И-153. Но боевой вылет на истребителе, несущем лишь 100 -150 кг бомбовой нагрузки и не ведущем воздушный бой, конечно, нельзя сравнивать с боевым вылетом на штурмовике или бомбардировщике. О своих вылетах на истребителях-штурмовиках Мазуренко никогда не вспоминал и никогда не включал боевые вылеты на них в свой счёт.
А вот свыше двухсот боевых вылетов на Ил-2 над морем – это исключительный результат. Лишь два десятка лётчиков-штурмовиков в ВВС Красной Армии совершили более двухсот боевых вылетов.
До 1947 года дважды Герой продолжал командовать 7-м гвардейским штурмовым полком, потом командовал авиационной дивизией в Хабаровском крае, возглавлял учебный отряд ВВС Военно-Морского флота, командовал истребительной авиационной дивизией.
В 1962 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. С 1969 года – заместитель начальника Военно-Морской академии по материально-техническому снабжению.
В 1972 году генерал-майор авиации Алексей Ефимович Мазуренко уходит в запас и живет в Ленинграде.
В 1995 году он принимает участие в торжествах, посвящённых празднованию 50-летия Победы в Москве и проходит парадным маршем по Красной площади во главе колонны ветеранов Ленинградского фронта.
Алексей Ефимович Мазуренко ушел из жизни 11 марта 2004 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Бронзовый бюст героя установлен в посёлке Устиновка Кировоградской области Украины. Его именем названы улицы в Севастополе, в Советской Гавани и переулок в городе Шахты.
По материалам портала «Военное обозрение».