Ровно 100 лет со дня рождения 7 апреля исполняется уроженцу нашего города, участнику Великой Отечественной войны и Герою Советского Союза Борису Ивановичу Ковзану.
Борис Иванович стал настоящей легендой советской истребительной авиации, совершив четыре смертельных тарана, а в трех случаях даже сумев посадить покалеченную машину на аэродром.
Он появился на свет в городе Шахты Донской области в семье казачки Матрены Васильевны и почтового служащего Ивана Григорьевича, родом из Белоруссии. В раннем возрасте переехал с родителями в Бобруйск, где окончил 8 классов средней школы.
В 1940 году стал выпускником Одесской военной авиационной школы, освоив принципы ведения воздушного боя и точного бомбометания.
Начало Великой Отечественной стало ошеломляющим. Красная Армия потеряла огромное количество своей боевой техники. Многим самолетам немцы даже не дали возможности взлететь, потери были катастрофическими, поэтому каждый истребитель был на вес золота.
В первое прямое боестолкновение с врагом Борис Ковзан вступил уже на третий день войны. На своем И-15 бис 24 июня он атаковал немецкий бомбардировщик Хейнкель-111, отправив его горящим на землю.
Осенью 1941 года Ковзана перевели служить под Москву. Борис освоил более современный самолет Як-1. Первый свой таран Борис Ковзан совершил 29 октября 1941 года. У него закончился боекомплект, а рядом «Мессершмидт-100». Борис решает идти на таран. Всё произошло в какие-то доли секунды. Сильный удар. Позже об этом напишут: «ЯК концами лопастей винта отсёк двухкилевое хвостовое оперение «Ягуара». Потеряв управление, серо-белый «мессер» клюнул носом, завертелся в воздухе и пошёл к земле». Борис повис вниз головой, но сумел перевернуть машину и благополучно приземлиться.
За второй героический подвиг младший лейтенант Ковзан был награждён орденом Ленина. После третьего тарана Ковзану присвоили внеочередное звание — старший лейтенант. 11 июля 1942 года в вечернем сообщении Совинфорбюро говорилось: «…лётчик Борис Ковзан встретил в воздухе двух немецких истребителей и вступил с ними в бой. Плоскостью свой машины Ковзан таранил один немецкий самолёт. Это был третий успешный таран отважного сокола».
История о том, как Борис Ковзан сбивает немецкие самолеты, быстро обросла разнообразными подробностями и облетела весь Северо-Западный фронт. Поговаривали, что сам Геринг отдал приказание никогда не сближаться с «невменяемыми русскими», чтобы не дать возможность последним совершить воздушный таран.
После четвёртого тарана он был тяжело ранен, почти два месяца врачи боролись за то, чтобы поставить лётчика на ноги. Борис Ковзан перенёс несколько сложных операций, но правый глаз спасти не удалось. После 4-го тарана провёл в госпитале десять месяцев. Но и лишившись глаза, добился разрешения продолжить лётную службу.
24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лётчику-испытателю капитану Борису Ивановичу Ковзану за героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза.
Никто в мире ни до, ни после не смог повторить то, что сумел уроженец Шахт – сбить тараном четыре самолёта и остаться в живых. Причем, в трёх случаях на своём МиГе-3 Ковзан возвращался на аэродром.
Всего за время войны Борис Иванович сбил 28 вражеских самолётов, из них один в группе, совершил 360 боевых вылетов и провёл 127 воздушных боев.
После Победы он летал на реактивных самолетах и учил этому молодых. В отставку полковник Ковзан вышел в 1958 году, некоторое время жил в Рязани, где руководил аэроклубом, после чего переехал в столицу Белоруссии. Умер 31 августа 1985 года.
Его именем названы улицы в нескольких городах бывшего СССР, а в 2014 году Почта России выпустила марку, посвященную подвигу этого неординарного человека.
По материалам порталов «Военное обозрение» и «Энциклопедия Бобруйска»