Значение Багаевского гидроузла трудно переоценить. Он комплексно решает вопросы, связанные с судоходством, орошением земель, водоснабжением населения. Проект прошел все необходимые экспертизы, он реализуется с соблюдением всех требований действующего законодательства.
Реализация Багаевского гидроузла проекта пройдет в два этапа. На первом этапе предусмотрено проведение подготовительных работ, на втором — строительство основных сооружений напорного фронта и обустройство руслового водохранилища.
Фактический срок завершения работ по первому этапу перенесен с декабря 2018 года на конец марта 2019 года по объективным причинам – из-за проведения разминирования территории от взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны и подъема остатков затонувшего флота, а также соблюдения подрядчиком действующих ограничений на выполнение работ в пойме Дона в период с 1 марта по 31 октября, связанных с нерестом и скатом молоди рыбы.
Что касается второго этапа, получено положительное заключение по результатам проектирования объектов основного периода, проведение конкурсных процедур по определению генерального подрядчика намечено на 1 квартал текущего года.
В настоящее время выполнены работы по разбивке осей объектов капитального строительства на местности и разбивке строительной сетки. Произведен монтаж опор временной линии электропередач. На объект поставлен основной объем инертных материалов. Подготавливаются карты намыва — основания для будущих зданий и сооружений. В акватории работают земснаряды, которые обеспечивают подачу пульпы на площадки.
По экспертным оценкам, Багаевский гидроузел – это уникальный объект, адаптированный к условиям фактической водности Дона. В условиях маловодия он обеспечит подпор, а когда воды в реке достаточно, будет находиться в бесподпорном режиме, не оказывая воздействия ни на качество воды, ни на подтопление территории или миграцию водных биоресурсов.
В целях минимизации негативного воздействия гидроузла на окружающую природную среду удалось снизить нормальный подпорный уровень верхнего бьефа с первоначально заявленных 2,8 метра до двух метров. Это позволило значительно сократить площадь подтопления территорий приречных районов, находящихся в зоне строительства.
— Объемы растут, поэтому одна из задач – развивать судоходный путь по Дону, который играет важнейшую роль в обеспечении перевозок внутренним водным транспортом, — считает министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов.
— Дон не выйдет за пределы своего русла и затопление территории фактически сводится к нулю, а подтопление настолько незначительно, что интересы проживающих здесь дончан не будут затронуты, — прокомментировал ведущий научный сотрудник Российского научно-технического института проблем мелиорации Виктор Шкура.