Это в первых классах кажется, что учебный процесс течет медленно, а ближе к выпуску только успевай считать четверти.
Многие из сегодняшних старшеклассников не сегодня-завтра станут уже студентами. И у них начнется совсем другая жизнь.
Кстати, помимо всем известного январского Татьяниного дня, который отмечают учащиеся российских вузов, есть еще и международный день студентов. Отмечается он 17 ноября. О том, видят ли себя студентами сегодняшние школьники, мы беседуем с учителем шахтинской гимназии №10, участником первого и второго Форумов классных руководителей Алексеем Удотом.

— Алексей Алексеевич, сейчас все чаще можно слышать мнение, что высшее образование потеряло свою ценность в глазах школьников. Если раньше поступление в вуз было престижным, то теперь якобы можно и без него обойтись. Это так?

— Не соглашусь. Процентное соотношение тех, кто хотел продолжить обучение в университете, и тех, кто выбрал себе другую дорогу, осталось тем же – что в восьмидесятых годах прошлого столетия, что сейчас. Просто сегодня благодаря соцсетям можно тиражировать разные мысли, вот и кажется, что противников высшего образования стало больше. Я не осуждаю тех, кто не хочет получать высшее образование. В конце концов, это их жизнь, их дорога. Более того: я знаю людей, которые сначала отказывались от поступления в вуз, а потом, повзрослев, меняли свое мнение. Но, глядя на своих учеников, я понимаю – основная их часть нацелена на университет.

— Кстати, о соцсетях. Авторы пабликов, рассчитанных на абитуриентов, неустанно повторяют, что современное школьное образование свелось к «натаскиванию» на ЕГЭ вместо знаний. Тоже возразите?

— И да, и нет. Все зависит от преподавателя. Я не буду давать оценку всем школам региона, но в нашей гимназии соблюдается определенный баланс. Да, мы готовим наших учеников к ЕГЭ. Но в то же время, мы категорически против банального зазубривания правильных ответов. Мы развиваем у наших учеников творческий подход. Скажу как учитель математики – науки точной, но в то же время дающей большой простор для творческой мысли. Чтобы вы понимали: математики подсчитали, что существует более 150 тысяч способов завязать галстук. Согласитесь, после этого факта геометрия перестает быть скучной наукой. Или вот еще. Вы никогда не задумывались, почему появилась десятичная система счисления? А ответ лежит на поверхности – у человека десять пальцев на руках. Интересно? Конечно. Так это только математика. А сколько интересного можно узнать, если творчески подходить к изучению физики? Или истории? ЕГЭ будет сдан и забудется. А вот общие знания, накопленные в школе, останутся надолго, если не навсегда. Вы вот, например, помните, что такое биссектриса угла?

 

— К стыду своему, нет. С математикой у меня было в школе не очень…

— Луч, который исходит из вершины угла и делит его пополам. Но это официальное определение. Запомнят далеко не все. А если так: «Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Запомнить легче? Конечно. Это к вопросу о том, что и в математике нужен творческий подход.

— Бытует мнение, что на первом курсе преподаватели говорят первокурсникам: «Забудьте, чему вас учили в школе, начинайте учиться заново». Так надо забывать школьные уроки или нет?

— Вы же понимаете, что это скорее анекдот, чем истина. Нет, может быть, какие-то преподаватели изрекают подобные мысли, но это, на мой взгляд, исключение, а не правило. А вот что обучение в вузе – это гораздо большая нагрузка и большая ответственность, чем в школе, тут не поспоришь. Да и вообще – многие школьные знания забыть невозможно. Они нас во многом формируют как личностей. Что я стану преподавателем математики, я в школе и понял.

— В международный день студента что бы Вы пожелали вашим вчерашним ученикам?

— Хорошо учиться. Стремиться к новым знаниям. И запоминать каждый день. Студенчество – самый счастливый период в жизни.