Многие семьи с детьми школьного возраста совсем недавно испытали (а некоторые и сегодня продолжают испытывать) на себе, что значит организовать дистанционное обучение ребенка и как это учиться удаленно в условиях соблюдения режима самоизоляции. В равной степени, эта актуальная на сегодняшний день проблема характерна и для тех, кто организовывает и проводит обучение детей в дистанционном режиме – учителей.

До марта 2020 года большая часть жителей нашего города не была озадачена дистанционной формой обучения. Хотя, справедливости ради стоит напомнить, что эта форма обучения не нова. Еще в XVIII веке в Англии И. Питман учил своих студентов стенографии и заставлял их сдавать экзамены с помощью почтовой связи. Но жизнь идет своим чередом, появляются новые технологии – интернет, мессенджеры, образовательные сайты, интерактивные платформы, виртуальные программы. С их помощью можно успешно решать различные задачи, в том числе образовательного характера.

Моя семья оказалась готова к дистанционной работе и учебе. В этом вопросе «сложились» вместе как паззлы картинки нескольких составляющих: техническое обеспечение, наличие скоростного интернета, бытовые условия, благоприятная морально-психологическая атмосфера, умения пользоваться несколькими видами платформ, отличный опыт дистанционной работы, наличие накопленных ресурсов в образовательной среде.

Соблюдая режим самоизоляции, моя семья выбрала сразу одно из эффективных виртуальных программных решений с достойным функционалом (воздержусь от его рекламы): отсутствие в этом программном решении технологии Adobe Flash, которая выдвигает чрезвычайно высокие требования к «железу» компьютера и пропускной способности канала и как следствие – подвисанию картинки и звука; наличие у этого программного продукта технологии WebRTC, которая позволяет передавать видеоконтент в режиме реального времени без всяких задержек; возможность бесплатно работать (учить, работать, общаться) в течение 40 минут с аудиторией до 100 человек; возможность существенно увеличить функционал программного продукта ,доплатив в месяц относительно невысокую сумму по сравнению с его конкурентами. Таким образом, моя семья выбрала эффективное решение для дистанционной работы и учебы, которое обладает тремя неоспоримыми преимуществами:

— самыми передовыми технологиями;

— самой высокой скоростью и надежностью связи;

— самыми привлекательными тарифами, в том числе льготными условиями для бесплатного доступа.

К слову, стремительный взлет популярности этой молодой компании, основанной в 2011 году, пришелся именно на март 2020 года, тогда, когда в нашей стране, как и во всем мире, остро встал вопрос преодоления распространения коронавирусной инфекции.

Имея за плечами почти двухлетний опыт дистанционного обучения русскоязычных школьников, проживающих за рубежом (Германия, Испания, Катар, Австралия), я и моя супруга Светлана активно переключились в режим дистанционного обучения наших детей в нашем городе.

Многие учителя-коллеги испытали нервозность, если не сказать больше, при объективной необходимости переходить на дистанционную форму работы и обучения школьников. Но хочется всех педагогов, родителей и детей поддержать, успокоить и призвать к соблюдению взаимной вежливости и самодисциплины, поскольку освоить ту или иную форму дистанционного обучения не составляет особого труда, необходимо лишь проявить известную долю терпения и прилежания.

За время дистанционного обучения я не только сумел встретиться удаленно с детьми и провести уроки, но и подготовить актуальный материал к урокам, проконсультировать заинтересованных обучающихся по вопросам опубликования тематических статей в федеральных издательствах, принять участие в конкурсе грантовой поддержки собственных инициатив в профессиональной сфере, виртуально встретиться с зарубежными коллегами и обсудить совместные планы работы на перспективу, провести виртуальные классные часы. Это же могу сказать и о своей супруге, которая, помимо прочего, успела со своим классом «посетить» урок культурологии в школе г. Барселоны, где шахтинские гимназисты вместе со своими испанскими сверстниками «сидели» за одними партами и обсуждали особенности картин известных художников-импрессионистов. Так что первый блин, как говорится, не комом.

Я рекомендую учителям-коллегам в условиях удаленного обучения:

 

— обрести терпение и спокойствие в новых условиях образовательного процесса;

— помнить о своем педагогическом призвании;

— продолжить формировать собственные электронные методические «копилки» и активно их использовать на дистанционных уроках;

— стремиться к виртуальному общению «глаза в глаза» с ребенком и использовать каналы мессенджеров лишь в качестве кратких пояснений, но никак не полномасштабных объяснений учебного материала!;

— актуализировать имеющийся цифровой учебный материал и продолжать его накопление, реально актуальный и работающий в режиме удаленного обучения;

— соблюдать временные рамки, установленные нормами СанПинА, по обучению детей, находящихся у мониторов своих устройств.

Я желаю родителям учеников:

— обрести терпение и спокойствие в новых условиях образовательного процесса, понять своих детей и осознать, что им, как и вам, тоже непросто;

— создать отличные бытовые условия для эффективной учебы (это в ваших силах);

— контролировать своих детей (режим учебы и отдыха, своевременный «приход» в школу на учебные занятия, наличие выполненных домашних заданий);

— быть на связи с классным руководителем.

И помните: если оказывать поддержку друг другу – возможно решить многие проблемы. Будем вместе!


Александр Усенко, учитель истории, кандидат исторических наук