В храмах города пройдут праздничные службы. В Покровском кафедральном соборе ранняя литургия начнется в 7-00, поздняя — в 8-30.
Об истории и значении праздника рассказывает древлехранитель Шахтинской епархии Илья Геннадиевич Шарков:
-Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери – всенародное торжество спасения России
Россию в мире считают Домом Пресвятой Богородицы, в нашей стране было явлено множество чудотворных икон Божией Матери.
Самый распространенный образ
Православная Церковь рассматривает икону как особую и выразительную форму откровения Божественной реальности. Чудотворная икона наделена Богом великой силой благодатного действия, которое очищает души созерцающих её и молящихся перед ней людей.
4 ноября (22 октября по Юлианскому календарю или «старому стилю») в России отмечают День народного единства, Русская Православная Церковь совершает празднование Пресвятой Богородице в честь Её иконы, именуемой «Казанская».
Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году – 21 июля (8 июля по старому стилю) – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани в 1579 году — и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году и преодоления Смуты.
В России Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых чудотворных икон. Из множества образов Богородицы, почитаемых в нашем Отечестве, ни одна не распространена в таком количестве чтимых списков, как Казанская. Иконографически Казанскую икону относят к сокращённому варианту Одигитрии или Путеводительницы.
Указание свыше
4 ноября отмечается праздник в честь Казанской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году и преодоления Смуты.
Чудотворный образ был обретён в городе Казани 8 июля 1579 года, при державе московского царя Иоанна Васильевича IV Грозного. По преданию, девятилетняя девочка по имени Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, указывавшую ей место под пепелищем дома, где находилась Её икона. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте. Впоследствии священник Ермолай стал Предстоятелем Русской Православной Церкви – Патриархом Московским и всея Руси Ермогеном (монашеское имя), принявшим смерть от рук поляков в 1612 году и прославлен Церковью в лике священномучеников.
Казанско — Богородицкий монастырь. Часовня на месте обретения Казанской иконы. В монастыре ведутся восстановительные работы.
Конец ХVI и начало ХVII столетия в истории России печально известны как Смутное время или Смута. В стране наступило междуцарствие, – безвластие, сопровождавшееся разными беззакониями, массовыми грабежами, убийствами и беспорядками. Ситуацию в стране усугубило нашествие польских и литовских интервентов. Войскам польских воевод Сапеги и Лисовского обманным путем, при помощи многочисленных предателей, удалось овладеть Москвой.
Крестовоздвиженский храм монастыря.
Ополчение для защиты Родины
По призыву Святейшего Патриарха Московского Ермогена, который в это время возглавил борьбу за сохранение русской государственности, народное ополчение под водительством князя Димитрия Пожарского и гражданина Космы Минина поднялось на защиту Родины.
По благословению Патриарха Ермогена для духовного укрепления народного ополчения из Казани в Москву была доставлена недавно обретенная икона Пресвятой Богородицы. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию Пожарскому. Икона стала главной святыней ополчения.
В октябре 1612 года после длительной осады московского Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой был совершён молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.
«Россия будет спасена»
Как повествует древнее предание, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному поляками в московском Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». Воодушевленные таким известием русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) освободили Китай-город, а через пять дней чужеземные интервенты в Кремле сдались.
25 октября русские дружины и жители Москвы в благодарность за избавление свое от врагов торжественно вошли в Кремль, неся Казанскую икону и другие московские святыни. Единение всех здоровых сил российского общества, духовный подъём и патриотизм спасли Россию от гибели и разрушения. Идейным объединителем народа явилась именно Русская Православная Церковь.
В феврале 1613 года Земский собор избрал на царствование царя Михаила Феодоровича Романова, Смута была преодолена, русская государственность сохранена. В память избавления Москвы от поляков и литовцев, по повелению царя Михаила Федоровича и по благословению его отца, патриарха Филарета (до монашества Феодора), Русской Православной Церковью было установлено ежегодно 22-го октября совершать в Москве особое празднование Божией Матери ради Казанской Её иконы с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича празднования стали общероссийскими.
В декабре 2004 года день 4 ноября был объявлен государственным праздником – Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
Фото Натальи Ершовой, сделанные в ноябре 2015 года во время прохождения в Казани Международного форума Всероссийской программы «Святость материнства» «Многовековые традиции семьи — фундамент будущего России».