В.С.Высоцкий ушел из жизни ровно 40 лет назад.

Голос, который продолжает жить…

Фотографии, которые вошли в шахтинский фильм о Владимире Высоцком, предоставила Нинель Белоусова.

— Его голос и сегодня слышен, потому что в нем есть то, что может поддержать в трудную минуту – неистощимая сила, правда жизни, память прошедших лет, каждый узнавал в песне себя, но преображенным, и уходило из души все, что лежало тяжелым грузом.

Эксперт редакционных проектов Нинель Белоусова пишет о Владимире Высоцком. Его творчество вошло в душу Нинель Ивановны еще в 1960 году. Мгновенно и прочно. А через тридцать лет, во время драматических событий в жизни, именно песни Высоцкого давали необходимые силы.

— Его стихи, песни давали силы жить, работать, не сдаваться!

В начале концертной деятельности.

Я, конечно, вернусь…

— Он был нашим современником. Его многогранный талант и творческая позиция формировались в трудные 60-70-е годы. Он вбирал, впитывая в себя тот самый мир, в котором мы живем, который примелькался, и возвращал его обогащенным своим видением, своей личностью. В одной из лучших своих песен «Корабли» он пел:

Я, конечно, вернусь весь

в друзьях и в мечтах,

Я, конечно, спою, —

не пройдет и полгода.

Ему не пришлось возвращаться, потому что он и не уходил, он продолжает свою жизнь в нашей благодарной памяти.

Высоцкий создал свой неповторимый стиль, имя которому – он сам, где неразрывно присутствовали: голос, гитара, стихи. Они делали этот стиль уникальным.

Его общительность и интерес ко всему на свете объясняют такое разнообразие в его творчестве. Высоцкий разговаривал с людьми, погружаясь в их жизнь, он по-настоящему переживал их проблемы, представляя себя в роли рассказчиков, он вживался в образы людей, от лица которых исполнял свои песни-монологи. После его песен оставалось светлое чувство. Он пел об обыденных вещах, а сила таланта возвышала любую тему.

У многих его почитателей возникает вопрос: кем он себя считал? Певцом, актером, поэтом?

В одном из интервью он признался, что ему очень хотелось, чтобы в нем признали поэта, публиковали его стихи, приглашали участвовать в вечерах поэзии, чтобы критики объективно рецензировали его труд. В последние годы он особенно мечтал печататься не меньше, чем играть новые роли у хороших режиссеров. Был такой случай, его опубликовали и позвали выступить с эстрады вместе с другими поэтами.

Но, увы! Поэтический цех сомкнул свои ряды плотной стеной.

И мне давали добрые советы,

Чуть свысока, похлопывая по плечу,

 

Мои друзья – известные поэты:

– Не стоит рифмовать «кричу-хочу»…

Многим казалось, что у Высоцкого появилась тяга печататься и стать членом Союза писателей, но это ошибочное мнение. Он добивался быть принятым в круг поэтов и быть понятым, увидеть свои сочинения напечатанными. Он не выносил любительщины и чтил в любой работе профессионализм. Режиссеры, работники звукозаписи, партнеры подтверждали эту его позицию. Он хотел одного — чтобы его стихи читали.

Высоцкому приписывалось много чужих стихов. Улыбаясь, он сам об этом говорил: «Не хочу опровергать. Помните, как Александр Сергеевич Пушкин сказал: «От плохих стихов не отказываюсь, надеюсь на добрую славу своего имени, а от хороших сил нет отказываться». Кстати, руководство Союза писателей все же рассматривало его заявление, но не сочло необходимым принять Высоцкого в свои ряды. А это значит — не поэт, поэтические почести ему не положены.

Мои друзья и я любили Высоцкого особенной любовью, он был своим и помогал переживать тяжелые жизненные ситуации. Поэтому мы и приняли решение создать документальный фильм о нем.

На Всероссийском кинофестивале любительских фильмов. Москва. 1967 год. Григорий Рошаль, народный артист СССР, выдающийся режиссер, педагог ВГИКа, возглавлял Всесоюзную комиссию по работе с кинолюбителями, автор многочисленных фильмов и сценариев: «Вольница», «Хмурое утро», «Сестры», «Суд сумасшедших», председатель жюри кинофестиваля; шахтинский кинолюбитель Нина Плотникова и руководитель любительской киностудии «Искатель» Нинель Белоусова.

В 70-80-е годы в Шахтах был расцвет фото- и кинолюбительства. Семь киностудий выпускали фильмы, проводились конкурсы, семинары, фестивали. Любительские студии состояли на учете в Ростовском киноклубе, который тесно был связан с Ростовской студией телевидения и кинохроники.

Работы шахтинцев участвовали в Московских и международных смотрах, так что выразить свою любовь, признательность и благодарность любимому артисту, певцу и поэту Владимиру Высоцкому было в наших силах, к тому времени появилось достаточно изобразительного материала, чтобы создать документальный фильм «Я, конечно, вернусь…».

Совместно работали над фильмом две студии: «Искатель» («Шахтпроект» — АО «Ростовуголь») и «Ровесник» (студенческая студия ШФ НПИ).

Фильм получился, был отмечен дипломами городского, областного конкурсов и достаточно оценен профессиональным жюри!

Будучи в Москве в 1989 году, я попала в Манеж на выставку художника-портретиста Александра Шилова. В этой галерее был и портрет В. Высоцкого. Он изображен с гитарой на фоне гонимых ветром облаков и мчавшихся коней. От картины шла такая энергетика, что ощущался ветер и звучала мелодия песни «Кони привередливые».

Владимир Высоцкий (25 января 1938 — 25 июля 1980) — советский поэт, актер театра и кино, автор-исполнитель песен (бард), автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).

С женой Мариной Влади, французской актрисой и певицей русского происхождения.

При жизни Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания. В 1968 году в печати была развернута кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» (составитель — Роберт Рождественский).

Высоцкий создал свой неповторимый стиль, имя которому — он сам, где неразрывно присутствовали: голос, гитара, стихи. Они делали этот стиль уникальным. Его общительность и интерес ко всему на свете объясняют такое разнообразие в его творчестве.

Высоцкий разговаривал с людьми, погружаясь в их жизнь, он по-настоящему переживал их проблемы, представляя себя в роли рассказчиков, он вживался в образы людей, от лица которых исполнял свои песни-монологи.

Памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище. Фото Н. Белоусовой.