На заседании круглого стола выступающие освещали свои направления деятельности по взаимодействию и сопровождению выпускников, делились опытом более эффективных форм и методов работы, отмечали необходимость организации комплексного социально-педагогического сопровождения.
Предложено активнее привлекать волонтеров, наставников, не оставлять выпускника-инвалида наедине с его проблемами, уметь рассматривать проблемы выпускника со всех сторон, продумывать, планировать систему их решения, делать упор на реализацию собственных ресурсов человека с особенностями.
Девизом работы каждого взрослого с выпускником с ОВЗ и инвалидностью должно стать «Понимать, принимать, сострадать и помогать». Самый полезный опыт — стимулировать активность в стремлении получать позитивный социальный опыт в едином воспитательно-образовательном пространстве совместно с ровесниками, в этом и состоят преимущества инклюзивного воспитания и образования.
Наиболее эффективными формами работы с данной категорией выпускников участники круглого стола назвали кураторство, развитие института наставничества, клубную деятельность, семейное устройство, использование ресурсов образовательных отделений центров, взаимодействие со всеми организациями, стоящими на защите прав и интересов выпускников с инвалидностью. Сейчас в нашем обществе чаще стало употребляться понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья». Такая парадигма в корне должна поменять подход к триаде «ребенок – общество — государство». Отношение к инвалидам — показатель зрелости общества, его толерантности, консолидации и жизнеспособности.