«Прохожу» курвиметром (прибором для измерения расстояний на географических картах) по намеченному маршруту на плане города Шахты — получается около 18,5 км. Немало (половина пути из Шахт до Новочеркасска), но ничего — одолеем. При этом длины отдельных участков маршрута получаются следующие: 6,5 км, 4,2 км, 2,8 км, 5 км с 1-г по 4-й участок соответственно.

Маршрут

  • 1-й участок: от въезда в город со стороны автодороги М-4 «Дон» у п. шахты Нежданная», по улицам Дачной, Громова и Маяковского до гипермаркета на проспекте Победа Революции.
  • 2-й участок: через центр города до Пролетарского круга и далее по ул. Ионова и пер. Енисейскому до швейной фабрики.
  • 3-й участок: вдоль автодороги «Центр города — поселок им. Артема» до въезда в поселок им. Артема у рынка.
  • 4-й участок: по пр. Ленинского комсомола, пер. Довженко и ул. Горняцкой до выезда из города у поселка Дуваново.

Начало пути

  9:20. Памятник «Слава шахтерской доблести» у въезда в город. Впереди поселок шахты «Нежданная», который волею судьбы превратился из бывшей шахтерской окраины города Шахты в современный кластер из автосалонов, автосервисов, ресторанно-гостиничных комплексов.

Здание углесортировки бывшей шахты «Нежданная».

Вхожу в поселок и узнаю в одном из первых зданий, слева от дороги, бывший молочно-консервный цех, который в советское время выпускал знаменитое шахтинское сгущенное молоко в стандартных жестяных банках с коричневой коровой на этикетке. Вдоль территории бывшей плодоовощной базы, некогда крупнейшей в городе, где поставки продукции на хранение производились железнодорожными вагонами и имелись собственные консервные цеха, расположился сплошной ряд магазинов и закусочных. В двухэтажном здании бывшего погрузочно-транспортного управления п/о «Ростовуголь», ведавшего отгрузкой по железной дороге угля потребителям со всех шахт объединения, расположился супермаркет. Сохранился и бывший цех по ремонту гидрокрепи п/о «Ростовуголь», но как сейчас используется, неизвестно. На территории бывшей шахты «Нежданная» можно видеть одно из зданий углесортировки. Здесь в 90-е годы прошлого века даже снимали эпизоды художественного фильма о Великой Отечественной войне.

Детская площадка парка «70 лет Победы».

В левой части поселкового парка «70 лет Победы» расположился культурно-оздоровительный комплекс.  Главное здание построено в стиле оригинальной фахверковой архитектуры. Когда стоишь рядом с ним, то кажется, что находишься где-то в другой стране центральной Европы, где распространены здания такой архитектуры. На минутку захожу в парк, который был несколько лет назад реконструирован: прогулочные дорожки, детская игровая и спортивная площадки, освещение, видеонаблюдение. Территория тщательно спланирована, высажены молодые деревья, установлены удобные скамьи для отдыха. В центральной части парка — величественный комплекс «Неждановцам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны», в правой части расположен Дом физической культуры «Южная» (в бывшем летнем кинотеатре), а в задней части парка – новенький «Зал спортивной борьбы им. братьев Самургашевых».  

Памятник в парке «70лет Победы».

Рынок на пляже

По ул. Громова выхожу на магистральную ул. Маяковского, по которой продолжаю свой путь к центру города. У здания МРЭО ГИБДД (ГАИ) меня «приветствует» на постаменте знаменитый автомобиль ГАЗ-21 «Волга» в милицейском исполнении. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе именно автомобиль этой марки получил престижный Гран-при, став первым советским транспортом, удостоенным высокой международной награды.

Памятник автомобилю ГАЗ-21 «Волга».

Прохожу мимо бывшего вещевого рынка, который в народе называли просто «рынок на пляже», т.к. он расположен на берегу речки Атюкты, правого притока Грушевки. Обхожу стелу «Я люблю город Шахты» и пересекаю под мостом железную дорогу Ростов — Москва. На высоком холме высятся корпуса бывшего молкомбината, выпускавшего большую номенклатуру молочной продукции, в т.ч. сливки, творожные сырки с изюмом, кумыс.

Еще один рывок, — и я у гипермаркета, а это уже центр города. Слева от гипермаркета — здание бывшей государственной обувной фабрики, некогда одной из крупнейших на юге страны (всего обувных фабрик в городе было две; вторая — фабрика модельной обуви — находилась на ул. Ленина). Сейчас здание фабрики занимает Торговый центр.

Одолеваю короткий отрезок пути по центру города и выхожу к площади им. В.И. Ленина, на котором высится здание автодорожного института, напоминающее о былом столичном величии г. Шахты. Дело в том, что в короткий отрезок своей истории, с 1954 по 1957 год наш город был центром Каменской области, и поэтому в Шахтах строилось здание областного Дома Советов. Но к моменту окончания его строительства в 1957 году Каменская область была упразднена, а в этом красивом и величественном здании в 1958 году открыли филиал Новочеркасского политехнического института (НПИ) для подготовки инженеров-горняков. Несколько лет назад Шахтинский филиал НПИ был преобразован в автодорожный институт. Статус областной столицы у города Шахты в прошлом, а вот неофициальной столицей Восточного Донбасса он остается и сейчас.

По глубокой выемке через скальный отрог

Вот уже и Пролетарский круг со стелой «Первым комсомольцам». Здесь поворот направо. В двухэтажном здании с колоннами на ул. Ионова, 112 располагается Ростовский территориальный комитет профсоюза работников угольной промышленности.

Еще один поворот с ул. Ионова на пер. Енисейский, и вскоре прохожу мимо швейной фабрики — крупнейшего производителя джинсовой одежды в России. Как все-таки быстро бежит время! В 1983 году поступили в продажу первые джинсы, сшитые в СССР (по лицензии фирмы «Джезус») под торговыми марками «Тверь» и «Верея». И вот 40 лет спустя наш город является одним из центров производства джинсовой одежды в России.

Далее дорога в пос. им. Артема проходит по глубокой выемке, пробитой через скальный отрог. Подтверждается истина из географического справочника: «г. Шахты расположен на юго-восточных склонах Донецкого кряжа на высоте 110-175 м над уровнем моря». Сразу за мостом через реку Грушевку, справа от дороги стоят заброшенные корпуса и котельная бывшего СУМСа (специализированного управления механизации строительных работ, которое занималось в основном рытьем котлованов под строительство зданий и сооружений).

 

Стела на границе бывшего Артемовского района города Шахты.

Подъем на бугор, и меня приветствует стела с надписью «Артемовский», хотя первоначально была надпись «Район Артемовский», т.к. стела установлена на границе этого района. Да, уже забывается, что город в советские времена делился на три района: Артемовский, Ленинский и Октябрьский. Справа виднеется армянская церковь Сурб Саркис (Святого Саркиса), на территории которой находится несколько интересных хачкаров (хачкар — камень-крест, один из символов Армении).

Памятник тов. Артему.

Ранее дорога от центра города до поселка им. Артема была вымощена булыжником, а в 1960 году ее заасфальтировали. Очень грамотно в 70-е-80-е годы прошлого века было организовано автобусное движение от центра города до поселка им. Артема. По этому маршруту до конечной остановки в центре поселка, у школы № 30, ходили автобусы №11- венгерские «Икарусы» особо большой вместимости (168 человек) так называемые «гармошки». Их кузов вагонного типа состоял из двух жестких секций с поворотной платформой и гибким сочленением в виде мехов гармошки. От конечной остановки у школы № 30 до многочисленных поселков Артемовского района пассажиров развозили уже автобусы меньшей вместимости (ЛиАЗы, ЛАЗы, ПАЗы). Стоимость билета на одну поездку составляла 5 копеек (в ценах того времени). Поездки совершались и по ночам — дежурными автобусами из центра города до шахты «Глубокая».

Слева от дороги показались дома строящегося микрорайона «Олимпийский». Ну здравствуй, поселок им. Артема!

Здесь жил с семьей Василий Алексеев

Прохожу мимо строящегося православного храма в честь праведного Иосифа Обручника. С удовлетворением отмечаю, что хорошо сохранились первые пятиэтажные дома поселка – это общежития на пр. Ленинского комсомола, 48/1 и 48/2. На светофоре, что на пересечении с ул. Мичурина, сворачиваю вправо. Хочу сделать небольшой «крюк» по улицам Мичурина — Островского — Терешковой, чтобы осмотреть интересные достопримечательности.

В доме на ул. Островского, 36 (четырехэтажный дом из белого кирпича торцом к ул. Мичурина) в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века жил с семьей Василий Алексеев, знаменитый, советский тяжелоатлет, двукратный олимпийский чемпион, самый сильный человек планеты.

Я продолжаю свой путь к центру поселка им. Артема. На месте любимого артемовцами кинотеатра «Горняк», построенного еще немецкими военнопленными, сейчас находится спортивный комплекс «Артемовец». Рядом с ним красивейший сквер с площадью Славы бывшего Артемовского района г. Шахты. Здесь высится стела «Тем, кто завоевывал, утверждал и защищал советскую власть на Артеме» (надпись утеряна). В ноябре 1967 года, в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, на открытии стелы был большой митинг, на котором выступали живые участники Революции и Гражданской войны в России (1917-1922 г.г.).

Далее по маршруту профес- сиональное училище № 36, которое готовило в советские времена горняков по престижной профессии «Машинист шахтных электровозов». Во дворе учебного заведения были сооружены электровозное депо и кольцевой рельсовый путь для обучения вождению шахтных аккумуляторных электровозов. Сейчас училище готовит рабочих по пяти востребованных рынком профессиям, в т.ч. строителей и сварщиков.

Бывший парамоновский магазин-пассаж.

Раньше сразу за училищем начиналась артемовская промзона: вереницы машин везли зерно нового урожая на хлебоприемное предприятие. Там гудели зерносушилки на базе списанных армейских самолетов «МиГ». С мясокомбината отправлялись к потребителям целые ж/д составы из вагонов-рефрижераторов с готовой продукцией, а крупный рогатый скот на убой зачастую перегоняли стадами по окраинам поселка.

Город из прошлого века и поселок нынешних лет

Сейчас мясокомбинат давно закрыт, нет и предприятий угольной промышленности. По обеим сторонам дороги, ведущей в центр поселка, магазины, мелкие мастерские, предприятия общественного питания. За мясокомбинатом когда-то начинался «город», построенный в начале прошлого века известным углепромышленником и предпринимателем Николаем Парамоновым: целые улицы из бараков для рабочих его шахты «Елпидифор» (в последствии — «Артем-1»), школа, магазин-пассаж, Народный дом, типография, шахта, подковный завод.

В настоящее время почти все бараки снесены, а освободившаяся территория заросла. Тоскливо. Ну хотя бы что-то осталось? Посмотрим. Вот и исторический центр поселка у памятника Ф.А. Сергееву /Артему — российскому революционеру, государственному и партийному деятелю. Его именем и назван поселок. Школа № 30 и ДК им. Н.Е. Парамонова (бывший Народный дом) закрыты и ждут реконструкции. Повезло бывшему магазину-пассажу — в нем работают производственные предприятия.

Башенный копер бывшей шахты «Мирная».

Прохожу через Северный переезд, названный так потому, что здесь, в северной части города, автодорога пересекает по мосту ж/д ветку от бывшей станции Власовские копи до ГРЭС им. Артема (в настоящее время разобрана). Впереди, слева от дороги, виден башенный копер бывшей шахты «Мирная». Всего таких копров было в городе два, второй на бывшей шахте «Глубокая» демонтирован. Ну а этот высится над дорогой, как памятник всей угольной промышленности поселка. Справа от дороги — поклонный крест на выезде из города в сторону станицы Владимирской.

13:57. Конец пути. Время в пути составило — 4 часа 37 минут. Средняя скорость — около 4 км/час.

А. Боддырев, прошагавший через весь город