Преподобный Исидор родился в Александрии и вырос среди благочестивых христиан. Состоял в родстве с Феофилом, архиепископом Александрийским, и его преемником святым Кириллом.
Еще юношей покинул мир и удалился в Египет на Пелусиотскую гору, которая стала местом его иноческих подвигов.
Духовная мудрость, строгий аскетизм, широкая просвещенность и природное знание человеческой души позволили Исидору Пелусиотскому в короткое время снискать уважение и любовь иноков. Они избрали его своим настоятелем и возвели в сан пресвитера.
Следуя примеру святителя Иоанна Златоуста, преподобный Исидор посвятил себя христианской проповеди, той «практической философии», которая, по его собственным словам, является «основанием здания и самим зданием», в то время как логика «есть его украшение», а «созерцание – венец».
Был учителем и безотказным подателем советов для всех, кто обращался к нему, – будь то простой человек, вельможа, епископ, патриарх Александрийский или сам император.
После него осталось около 10000 писем, до нас дошло только 2090. Большая часть писем содержит глубокие по богословской мысли и нравственно-назидательные толкования Священного Писания.
Преподобный Исидор выступает как лучший ученик святителя Иоанна Златоуста. Любовь и преданность преподобного Исидора к святому Иоанну Златоусту проявились в решительных действиях в защиту последнего во время гонения на него императрицы Евдоксии и архиепископа Феофила.
После смерти святителя преподобный Исидор убедил преемника Феофила, святого Кирилла Александрийского, вписать имя святого Иоанна Златоуста в церковные диптихи как исповедника. По инициативе преподобного Исидора был созван III Вселенский Собор в Ефесе (431), на котором было осуждено лжеучение Нестория о Лице Иисуса Христа.
Преподобный Исидор достиг глубокой старости и скончался около 436 года. Церковный историк Евагрий (VI век) о преподобном Исидоре пишет, что «жизнь его казалась всем жизнью ангельской на земле».
По информации azbyka.ru